АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ
Учимся отстаивать своё мнение (свою точку зрения) в споре
Ответы к упражнению в учебнике 18, с. 48 — 53
Школьники найдут в своем учебнике по литературному чтению рассказ Леонида Андреева «Петька на даче», отыщут и прочитают отрывок, из которого видно, как повел себя Петька, когда узнал, что ему нужно возвращаться к хозяину Осипу Абрамовичу.
Затем дети прочитают, как Маша и Таня обсуждают этот отрывок: Таня считает, что Петька повел себя очень некрасиво, а Маше жалко Петьку, и она его не осуждает.
На примере ошибок, которые допустили девочки (на эти ошибки указывает Евдокия Васильевна), школьники должны усвоить, что всегда нужно обосновывать, доказывать свою точку зрения, подтверждать ее примерами или цитатами из текста.
Далее школьники обоснуют и подтвердят строчками из текста точку зрения Тани и мнение Маши. То, что Петька повел себя очень некрасиво, видно из строчек: «И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, – он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре». А то, что Петька – несчастный мальчик, вызывающий жалость и сочувствие, понятно из слов автора: «Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее».
Очень важно, чтобы дети поняли, что в споре никогда не следует обсуждать и оскорблять друг друга, а нужно обсуждать проблему спора.
Советы Евдокии Васильевны подводят итог этого обсуждения и формулируют правила поведения при споре, а также в ситуации, когда ты не смог отстоять свою точку зрения или когда ты одержал победу.