РАССМАТРИВАЕМ СТАРЫЕ ФОТОГРАФИИ

Ответы к упражнению в учебнике 39, с. 95 — 98

 Школьники рассмотрят фотографию детей семьи Хейфец. Пусть учащиеся обратят внимание на то, когда она была сделана (1907 год) и осмыслят слова Кости Погодина о том, что эта фотография была сделана почти сто лет назад.

На фотографии шестеро детей. Трое из них по возрасту являются ровесниками четвероклассников (мальчик, может быть, чуть старше).

Они уже учатся в гимназии и сфотографированы в форменной одежде. Младшие дети одеты нарядно, в светлую одежду, как было принято для торжественных случаев.

Видно, что из старших детей наиболее стесненно и скованно чувствует себя мальчик. Он стоит вполоборота, чуть отстранясь от девочек. В его лице видно какое-то напряжение и неуверенность. Скоре всего, если к нему обратиться с вопросом, он будет отвечать стесняясь и тихим голосом.

Вопросы: «К кому из троих ты бы скорее всего обратился(лась) с вопросом или с просьбой? Тебе было бы интересно расспросить их о жизни в гимназии?» направлены на то, чтобы сегодняшние школьники внимательнее вгляделись в лица своих сверстников, живших почти сто лет назад. Чтобы дети постарались представить, как они жили, как общались. Старшая девочка с короткой стрижкой может показаться более бойкой, чем другая девочка. С ней, возможно, легче завязать беседу. Старшая девочка с длинными волосами кажется серьезной и задумчивой.

Если рассмотреть лица малышей, можно догадаться, что маленький мальчик (ему года три) и девочка, которая постарше (ей примерно пять лет), недавно поссорились: видно, что они расстроены и обижены, у мальчика надуты губки. Во время съемки они не захотели стоять рядом и держаться за руки. Видимо, сначала предполагалось поставить детей по росту, но пришлось нарушить этот порядок, чтобы разделить поссорившихся детей. Поэтому самая маленькая девочка (ей примерно два года) стоит не первая, а между ними. Из троих малышей наиболее уверенно и уютно чувствует себя самая младшая девочка. Она стоит очень уверенно и свободно, чуть отставив вперед правую ножку.

Пусть четвероклассники рассмотрят, как ребята держатся за руки: кому каждый из них покорно доверяет свою руку, а кого сам(а) держит за руку. Школьники могут обнаружить, что не во всех случаях на этой фотографии самых маленьких держат за руку более взрослые.

Старший мальчик, например, только позволяет девочке с длинными волосами держать себя за руку, а сам не держит ее. Пусть дети по- рассуждают о том, что в такой маленькой детали тоже проявляется характер.

Завершая обсуждение, школьники должны прийти к выводу, что эта фотография представляет собой ценность не только для родственников и потомков изображенных на ней людей, но и для нас тоже, и объяснить свое мнение.