Ответы к упражнению в учебнике 3, с. 14 — 15
3. А теперь рассмотри ещё две фотографии.
Сравним две фотографии поляны одуванчиков.
Как ты можешь подтвердить, что фотограф снимал одно и то же место?
Как ты думаешь, почему на двух фотографиях одуванчики выглядят по-разному? Это объясняется тем, что фотографии сделаны в разные дни или в разное время суток?
Одуванчик для меня один из самых интересных цветов. Он растёт на лугах, в садах, вдоль дорог, в огородах, на лесных опушках, в полях. Одуванчики подчиняются определённому биологическому ритму. Ровно в 6 часов утра жёлтые корзинки разворачиваются и ровно в 3 часа дня закрываются; реагируют соцветия и на влажность атмосферы — в пасмурную погоду корзинки также закрываются, защищая пыльцу от влаги. Всем известны семена-парашютики этого растения: окончательно созревшие, они легко срываются с корзинки лёгким дуновением ветерка и уносятся на значительные расстояния (до сотен метров). Период цветения одуванчика один из самых продолжительных — с ранней весны и до осени.
Ты сумеешь объяснить первоклассникам, что произошло с одуванчиками? Какая фотография сделана в 12 часов дня? Какая — в 8 часов вечера? Обоснуй своё мнение.
Можно привести в пример отрывок из рассказа М. Пришвина «Золотой луг»:
«Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.»