Страница 79
1) Рассмотри записи и объясни вычисления.
800 • 7 24000 • 3
8 сот. • 7 = 56 сот. 24 тыс. • 3 = 72 тыс.
800 • 7 = 5600 24000 • 3 = 72000
При умножении нуля на число мы всегда получаем нуль, поэтому число 800 можно представить в виде числа сотен (8 сот.), которое легко умножить на число 7. Получившееся число 56 сот. можно представить в виде целого числа 5600. Аналогично, число 24000 можно представить в виде числа тысяч (24 тыс.), выполнить умножение на число 3 и представить ответ в виде целого числа: 24 тыс. • 3 = 72 тыс. = 72000.
2) Объясни, как выполнено умножение.
При умножении нуля на число мы всегда получаем нуль, поэтому в первом случае можно начать умножение с десятков, а нуль, стоящий в разряде единиц, просто перенести в результат. Во втором случае можно начать умножение с сотен, а нули, стоящие в разрядах единиц и десятков, перенести в результат. В третьем случае можно начать умножение с тысяч, а нули, стоящие в разрядах единиц, десятков и сотен, перенести в результат.
350.
420 • 8 4700 • 5 30700 • 9 5000 - 786 • 4
390 • 3 6800 • 6 20080 • 7 4329 + 932 • 8
351. На фабрике за месяц изготовили 40000 пар обуви: мужской обуви − 8900 пар, женской − в 2 раза больше, чем мужской, остальная обувь − детская. Сколько пар детской обуви из изготовили за этот месяц?
1) 8900 • 2 = 17800 (п.) − изготовили женской обуви
2) 40000 − (8900 + 17800) = 40000 − 26700 = 13300 (п.) − изготовили детской обуви
Ответ: изготовили 13300 пар детской обуви.
352. На сахарный завод привезли 80 машин свеклы, по 3 т на каждой. Сколько сахара изготовили из этой свеклы, если масса сахара составляет шестую часть массы свеклы.
1) 80 • 3 = 240 (т) − свеклы привезли
2) 240 • 1 : 6 = 40 (т) − сахара изготовили
О т в е т: изготовили 40 т сахара.
353. Купли 6 одинаковых стульев за k р. Сколько стоят 4 кресла, если каждое из них в 3 раза дороже стула? Запиши решение в виде выражения.
k : 6 (р.) − цена одного стула
k : 6 • 3 (р.) − цена одного кресла
k : 6 • 3 • 4 (р.) − стоимость 4 кресел
О т в е т: стоимость 4 кресел k : 6 • 3 • 4 рублей.
354. Найди остаток и проверь вычисления.
789 : 8 = 98 (ост. ☐) 327 : 6 = 54 (ост. ☐)
39 : 40 = 0 (ост. ☐) 97 : 95 = ☐ (ост. ☐)
355. Вырази: 1) в минутах: 3 ч 45 мин, 6 ч 40 мин;
2) в секундах: 5 мин 05 с, 10 мин;
3) в килограммах: 6 ц, 15 т, 7000 г.
1) 1 ч = 60 мин, тогда:
3 ч 45 мин = 3 • 60 мин + 45 мин = 180 мин + 45 мин = 225 мин;
6 ч 40 мин = 6 • 60 мин + 40 мин = 360 мин + 40 мин = 400 мин.
2) 1 мин = 60 с, тогда:
5 мин 05 с = 5 • 60 с + 5 с = 300 с + 5 с = 305 с;
10 мин = 10 • 60 с = 600 с.
3) 1 ц = 100 кг, тогда:
6 ц = 6 • 100 кг = 600 кг;
1 т = 1000 кг, тогда:
15 т = 15 • 1000 кг = 15000 кг;
1 кг = 1000 г, тогда:
7000 г = 1000 г • 7 = 1 кг • 7 = 7 кг.
356. Если около каждого дома посадить по 9 саженцев, то не хватит 100 саженцев, а если по 5 саженцев, то 20 саженцев останется. Сколько домов? Сколько саженцев?
1) 9 - 5 = 4 (с.) - разница в 1 и 2 части задания или разница на 1 дом
2) 100 + 20 = 120 (с.) - из разницы двух заданий на все дома
3) 120 : 4 = 30 (д.) - всего
4) 9 • 30 - 100 = 5 • 30 + 20 = 170 (с.) всего
Ответ: 30 домов, 170 саженцев.