Страница 19

12. 
Решение 1
600 − 60 : 6 : 2 = 600 − 30 : 2 = 600 − 15 = 585;
(600 − 60) : 6 : 2 = 540 : 6 : 2 = 90 : 2 = 45;
960 − 640 : (4 + 4) * 2 = 960 − 640 : 8 * 2 = 960 − 80 * 2 = 960 − 160 = 800;
(960 − 640) : 4 + 4 * 2 = 320 : 4 + 8 = 80 + 8 = 88.
Решение 2
176 + 218 + 206 = 600
295 + 217 + 488 = 1000

13. Для школьной мастерской купили рубанки, отвертки и молотки. Рубанков 36 штук, отвертки составляли третью часть числа рубанков, а молотков было в 4 раза больше, чем отверток.
Объясни, что обозначают выражения:
36 : 3;
36 : 3 + 36;
36 : 3 * 4;
36 + 36 : 3 * 4.
Решение
Если рубанков 36 штук, а отвертки составляют третью часть рубанков, то, чтобы узнать, сколько купили отверток, надо 36 разделить на 3:
36 : 3 = 12 (отверток) − купили для мастерской.
Если рубанков 36 штук, а отвертки составляют третью часть рубанков, то, чтобы узнать, сколько купили рубанков и отверток вместе, надо 36 разделить на 3 и прибавить 36:
36 : 3 + 36 = 12 + 36 = 48 (штук) − купили рубанков и отверток вместе.
Если рубанков 36 штук, отвертки составляют третью часть рубанков, а молотков в 4 раза больше, чем отверток то, чтобы узнать, сколько купили молотков, надо 36 разделить на 3 и умножить на 4:
36 : 3 * 4 = 12 * 4 = 48 (молотков) − купили для мастерской.
Если рубанков 36 штук, отвертки составляют третью часть рубанков, а молотков в 4 раза больше, чем отверток то, чтобы узнать, сколько купили рубанков и молотков вместе, надо 36 разделить на 3, умножить на 4 и прибавить 36:
36 + 36 : 3 * 4 = 36 + 12 * 4 = 36 + 48 = 84 (штуки) − купили рубанков и молотков вместе.

14. В одной теплице собрали 38 кг помидоров, в другой − 50 кг. Все эти помидоры разложили в ящики, по 8 кг в каждый. Сколько таких ящиков потребовалось?
Измени числа так, чтобы задача решалась двумя способами. Сравни эти способы решения.
Решение
Сложим количество помидоров с двух теплиц:
1) 38 + 50 = 88 (кг) − собрали помидоров всего;
Разделим общее количество помидоров на количество помидоров в одном ящике:
2) 88 : 8 = 11 (ящиков) − потребовалось.
Ответ: потребовалось 11 ящиков.

В одной теплице собрали 30 кг помидоров, а в другой − 40 кг. Все эти помидоры разложили в ящики, по 5 кг в каждый. Сколько таких ящиков потребовалось?
Способ 1:
Сложим количество помидоров с двух теплиц:
1) 30 + 40 = 70 (кг) − собрали помидоров всего;
Разделим общее количество помидоров на количество помидоров в одном ящике:
2) 70 : 5 = 14 (ящиков) − потребовалось.
Ответ: потребовалось 14 ящиков.

Способ 2:
Разделим количество помидоров каждой теплицы на количество помидоров в одном ящике:
1) 30 : 5 = 6 (ящиков) − потребовалось ящиков для помидоров из первой теплицы;
2) 40 : 5 = 8 (ящиков) − потребовалось ящиков для помидоров из второй теплицы;
Сложим эти результаты:
3) 6 + 8 = 14 (ящиков) − потребовалось.
Ответ: потребовалось 14 ящиков.

15. 
1) Ученик затратил на решение задачи 6 мин, а на решение каждого из 8 примеров по 3 мин. Сколько всего времени затратил ученик на выполнение этого домашнего задания?
2) Заметь по часам и запиши, сколько времени тебе потребовалось на выполнение домашнего задания по математике.
Решение 1
Составим выражение для решения задачи. 8 примеров по 3 минуты заняли 8 ⋅ 3 минуты, это время надо прибавить ко времени, затраченному на решение задачи:
6 + 8 * 3 = 6 + 24 = 30 (минут) − затратил ученик.
Ответ: на выполнение домашнего задания ученик затратил 30 минут.
Решение 2
Необходимо зафиксировать время начала выполнения задания и время окончания, а затем найти разницу между этими данными.

Вопросы для повторения

1. Как можно получить число, которое следует при счете сразу за любым данным числом?
Решение
Чтобы получить число, которое следует при счете сразу за любым данным числом, нужно к данному числу прибавить 1.

2. 
10 ед. = 1 дес.: десять единиц равняются одному десятку;
10 дес. = 1 сот.: десять десятков равняются одной сотне;
10 сот. = 1 тыс.: десять сотен равняются одной тысяче;
1 сот. = 100 ед.: одна сотня равняется ста единицам;
1 сот. = 10 дес.: одна сотня равняется десяти десяткам;
1 тыс. = 1000 ед.: одна тысяча равняется тысячи единиц;
1 тыс. = 100 дес.: одна тысяча равняется ста дестякам;
1 тыс. = 10 сот.: одна тысяча равняется десяти сотням.

3. 
320 + 40
1) триста двадцать плюс сорок;
2) сумма трехсот двадцати и сорока;
3) триста двадцать увеличить на сорок.

470 − 300
1) четыреста семьдесят минус триста;
2) разность четырехсот семидесяти и трехсот;
3) четыреста семьдесят уменьшить на триста.

80 * 5
1) восемьдесят умножить на пять;
2) произведение восьмидесяти и пяти;
3) восемьдесят увеличить в 5 раз.

900 : 3
1) девятьсот разделить на три;
2) частное девятисот и трех;
3) девятьсот уменьшить в 3 раза.

4. 

Задание на полях: 999+1=1000.