Страница 10

37. 

194 умножаем на 2.
Пишем в столбик 194 умножить на 2, записывая разряд под разрядом.
Умножаем единицы: 4 * 2 = 8, записываем 8 единиц по единицами.
Умножаем десятки: 9 * 2 = 18, 18 единиц − это 1 десяток и 8 единиц, 8 единиц пишем под десятками, а 1 десяток запоминаем и прибавим его к сотням после умножения сотен.
Умножаем сотни: 1 * 2 = 2, плюс еще 1, записываем 3.
72 умножаем на 4.
Пишем в столбик 72 умножить на 4, записывая разряд под разрядом.
Умножаем единицы: 2 * 4 = 8, записываем 8 единиц под единицами.
Умножаем десятки: 7 * 4 = 28, записываем 28.

38. 

39. 
1) Реши задачу, составив выражение.
В саду посадили 4 ряда яблонь, по 12 яблонь в каждом ряду, и 2 ряда слив, по 18 слив в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили?
2) Измени вопрос задачи, чтобы она решалась так:
12 * 4 − 18 * 2.
Решение 1
В саду посадили 4 ряда яблонь по 12 в каждом ряду, значит:
1) 4 * 12 = 48 (яблонь) − всего посадили в саду;
Слив посадили 2 ряда по 18 слив в каждом, значит:
2) 2 * 18 = 36 (слив) − всего посадили в саду;
Сложим количество яблонь и слив:
3) 4 * 12 + 2 * 18 = 48 + 36 = 84 (дерева) − посадили в саду.
Ответ: всего 84 дерева.
Решение 2
Если вопрос будет таким: На сколько больше посадили яблонь, чем слив?, то задача будет решаться так:
12 * 4 − 18 * 2 = 48 − 36 = 12 (деревьев).
Ответ: яблонь посадили на 12 деревьев больше.

40. 
Сестра нашла 27 грибов, а брат − ☐. Среди этих грибов 3 несъедобных.
Сколько всего съедобных грибов нашли дети?
Заполни пропуск. Реши задачу разными способами.

Решение
Пусть брат нашел 20 грибов, тогда:
Способ 1:
Сложим число грибов, собранных сестрой и братом:
1) 27 + 20 = 48 (грибов) − собрано всего;
Вычтем из общего числа собранных грибов число несъедобных:
2) 47 − 3 = 44 (гриба) − съедобные.
Ответ: дети нашли 44 съедобных гриба.

Способ 2:
Предположим, что 3 несъедобных гриба нашла сестра. Вычтем из числа грибов, которые собрала сестра число несъедобных:
1) 27 − 3 = 24 (гриба) − съедобных собрала сестра;
Прибавим к этому числу количество грибов, которое собрал брат:
2) 24 + 20 = 44 (гриба) − съедобные.
Ответ: дети нашли 44 съедобных гриба.

Способ 3:
Предположим, что 3 несъедобных гриба нашел брат. Вычтем из числа грибов, которые собрал брат, число несъедобных:
1) 20 − 3 = 17 (грибов) − съедобных собрал брат;
Прибавим к этому числу количество грибов, которое собрала сестра:
2) 17 + 24 = 44 (гриба) − съедобные.
Ответ: дети нашли 44 съедобных гриба.

41. Используя слово "больше" или "меньше" в условии или в вопросе, составь задачи по выражениям:
64 : 16 и 64 − 16.
Решение
Задача 1.
Фермер собирал картофель и морковь. За день он собрал 64 кг картофеля, а моркови в 16 раз меньше. На сколько кг картофеля оказалось больше, чем моркови?
Решение:
Разделим количество картофеля на 16:
1) 64 : 16 = 4 (кг) − собрано моркови;
Вычтем из количества собранного картофеля количество моркови:
2) 64 − 4 = 60 (кг) − картофеля больше, чем моркови.
Ответ: картофеля собрано больше на 60 кг.

Задача 2.
Фермер собирал картофель и морковь. За день он собрал 64 кг картофеля, а моркови на 16 кг меньше. Сколько собрано моркови?
Решение:
Вычтем из количества собранного картофеля 16 кг:
10 64 − 16 = 48 (кг) − собрано моркови.
Ответ: моркови собрано 48 кг.

42. 

43. 
760 − (120 + 80) + 60 = 760 − 200 + 60 = 560 + 60 = 620
500 − (270 + 130) − 1 = 500 − 400 − 1 = 100 − 1 = 99
120 : (60 : 6) : 2 = 120 : 10 : 2 = 12 : 2 = 6
90 : (45 : 9) * 2 = 90 : 5 * 2 = 18 * 2 = 36

?. 

Задание на полях: 84-28-56-60-180-100