Ответы к домашним заданиям странице 101

614. Прочитайте текст. Как нужно вести себя, чтобы не обижать людей? Спишите, подчеркните все глаголы. Обозначьте написание не с глаголами.
Мой друг никогда (не)говорит плохо или насмешливо (об)отсутствующих. Если нужно, он выскаж..т своё мнение о человек.. ему (в)лицо, но (не)стан..т критиковать его (за)спиной. А если ему надо посекретничать (со)мной, он отлож..т разговор до тех пор, пока мы (не)останемся вдвоём, но никогда (не)будет ш..птать мне что−то в ухо. Ведь окружающие могут подумать, что мы злословим на их счёт.

Мой друг никогда не говорит плохо или насмешливо об отсутствующих. Если нужно, он выскажет своё мнение о человеке ему в лицо, но не станет критиковать его за спиной. А если ему надо посекретничать со мной, он отложит разговор до тех пор, пока мы не останемся вдвоём, но никогда не будет шептать мне что−то в ухо. Ведь окружающие могут подумать, что мы злословим на их счёт.

Мнение − сущ., (что?), Н. ф. − мнение, неодуш., нариц., ср. р., 2 скл., ед. ч., В. п., дополнение.

615. Запишите предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)». Используйте глаголы с не, например: (не)бросит, (не)забудет, (не) подведёт, (не) потакает, (не) жалеет, (не)льстит, (не) обманет.

Настоящий товарищ не бросит друга в беде. Он не забудет, если что−то пообещал. Он не подведёт в трудную минуту. Он не потакает каждой сказанной фразе. Настоящий товарищ не жалеет ничего для друга. Он не льстит своим друзьям, не обманывает.

616. Расскажите о признаках глагола как части речи (см. памятку). В своём рассказе обязательно приводите примеры и разъясняйте их.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Бежать, строить; побежать, построить.
Глаголы могут относиться к I или II спряжению. Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем времени), родам (в прошедшем времени).
Примеры: строить (II спр.), жалеть (I спр.), ненавидеть (II спр., искл.); строю — строишь — строит; строю — строим; буду строить, построю — строил; строю — строила — строили.

Глагол в предложении обычно бывает сказуемым. Урчат и квакают лягушки.

617. Диктант. Укажите падеж имён существительных.
Укр..плять сер(?)це, ра..бивать лагерь, ра..жигать костёр, расположиться в палатк.., похв..лить команд.., разв..вать силу, (не)терять ни секунды, (не)испугаться трудностей, (не)бояться соперника, (не)годовать на суд(?)ю.

Укреплять сердце (вин. п.), разбивать лагерь (вин. п.), разжигать костёр (вин. п.), расположиться в палатке (предл. п.), похвалить команду (род. п.), развивать силу (вин. п.), не  терять ни секунды (род. п.), не  испугаться трудностей (род. п.), не  бояться соперника (род. п.), негодовать на судью (вин. п.).

§108. Рассказ

618. Рассмотрите рисунки по сюжету датского художника X. Бидструпа. О каком случае рассказывают эти рисунки? С чего всё началось? Как развивались события? На какой картинке изображён самый острый момент в развитии действия? Чем всё закончилось?

У папы был художник, который нарисовал портрет отца. Всей семьей решили, что портрет нужно повесить в зале на видном месте. Папа с сыном сходили в чулан за лестницей, молотком и гвоздями. Мама и сын держали лестницу, чтобы отец не упал. Отец размахивается и попадает молотком прямо маме в лоб! От боли мама отпускает лестницу и отходит в сторону. В это время отец ударил себе молотком по пальцу и падает вместе с лестницей на сына. Портрет висел на стене, а все члены семьи были с травмами.

Самый острый момент в развитии действия, когда папа вместе с лестницей падает на сына. Закончилось все тем, что каждый получил травму.

619. Представьте, что история, изображённая на рисунках или подобная ей, произошла в вашей (или знакомой вам) семье. И вот в кругу близких вам людей вы рассказываете, как всё случилось.

   Однажды папа заказал в фотостудии свой портрет. Портрет вышел большой, в красивой тяжёлой рамке. Папа принёс его домой. Мы решили повесить портрет в большой комнате на самом видном месте. Мама уже выбрала место на стене, но папа не согласился с ней. Он очень хотел, чтобы портрет висел высоко. «Так будет лучше видно!» — убеждал нас папа.
   Мы с отцом принесли от соседей лестницу. Вдвоем с мамой мы держали лестницу, а папа влез наверх. Он размахнулся молотком и... попал маме прямо по затылку! Бедная мама, охая, побежала прикладывать что−нибудь холодное к затылку. Я остался один держать лестницу — и не удержал. Меня придавило лестницей, сверху упал папа, а на него свалился портрет. Прибежала мама — и только всплеснула руками.
   Со стороны, наверное, это было очень смешно. Но нам−то было не до смеха! А портрет мы в конце концов повесили пониже. Все−таки мама всегда оказывается права!