Ответы к домашним заданиям странице 57

503. Поставьте глаголы в прошедшем времени и согласуйте их с существительными. Укажите род существительных, выделите окончания глаголов.
ср.р.
Образец. Небо голубело.
Молодёжь (петь). К..ртофель (зазеленеть). Со(?)нце (садиться). Ябл..ко (зреть). Полотенце (в..сеть). Рояль (стоять).

     ж.р.                            м.р. 
Молодёжь петл[а]. Картофель зазеленел[].
 ср.р.                    ср.р. 
Солнце сел[о]. Яблоко зрел[о].
      ср.р                         м.р
Полотенце висел[о]. Рояль стоял[].

504. С существительными мышь, путь, рояль, фамилия, повидло, яблоко составьте такие словосочетания или предложения, в которых отчётливо определялся бы их род.

Серая мышь, далёкий путь, черный рояль, известная фамилия, яблочное повидло, красное яблоко.

505. Рассмотрите таблицу. В ней названы далеко не все существительные, при определении рода которых нередко нарушаются нормы литературного языка. Прислушайтесь к речи окружающих и, если обнаружите такие существительные, дополните ими таблицу.

Мужской род − Шампунь, кофе, тюль.
Женский род − Мозоль, бандероль, тушь.
Средний род − Кафе, жюри.

506. Вставьте словосочетание яблочное повидло в предложения. Обозначьте падежи имён существительных. Определите род, падеж, число прилагательных.
1. −−− хорошая начинка для пиро..ков.
2. У −−− приятный вкус.
3. На полке ст..яла банка с −−−.
4. В буфете продавались пиро..ки с −−−.

Яблочное (прилаг., ср. р, И. п, ед. ч) повидло (сущ., И. п) − хорошая (прилаг., ж. р, И. п, ед. ч) начинка (сущ, И. п) для пирожков. (Повест., невоскл., простое, распр.)
У яблочного (прилаг., ср. род, Р. п., ед. ч) повидла (сущ., Р. п.) приятный (прилаг., м. род, И. п., ед. ч) вкус (сущ, И. п).
На полке (сущ., п. п) стояла банка (сущ., И. п) с яблочным (прилаг., ср. род, Т. п, ед. ч) повидлом (сущ., Т. п).
В буфете (сущ., П. п) продавались пирожки (сущ., И. п) с яблочным (прилаг., ср. род, Т. п, ед. ч) повидлом (сущ., Т. п).

507. Прочитайте, ставя глаголы, данные в скобках, в прошедшем времени. Найдите в отрывке слова, с помощью которых мышь описывается так, словно речь идёт о человеке. Для какого стиля характерно такое уподобление одних предметов другим? Составьте схему предложения с прямой речью.
1. С тётушкой Ганимед (произойти) неприятность. Она (выпустить) мышь из мышеловки. Эта мышь в прошлую ночь (съесть) фунт мармеладу. Ещё раньше, в ночь с пятницы на субботу, она (опрокинуть) стакан с гвоздикой...
2. Встав рано утром, тётушка Ганимед (поднять) мышеловку. Мышь (сидеть) с крайне равнодушным видом, как будто ей не впервые сидеть за решёткой. Она (притворяться).
— Не ешь в другой раз мармелад, если он не тебе принадлежит! — (сказать) тётушка Ганимед, поставив мышеловку на видное место...
3. При этом она (сделать) какое−то неловкое движение; задвижка мышеловки, звякнув, (открыться) и мышь (выпасть), исчезнув неизвестно куда. (Ю. Олёша)

С тётушкой Ганимед произошла неприятность. Она выпустила мышь из мышеловки. Эта мышь в прошлую ночь съела фунт мармеладу. Еще раньше, в ночь с пятницы на субботу, она опрокинула стакан с гвоздикой.
Встав рано утром, тётушка Ганимед подняла мышеловку. Мышь сидела с крайне равнодушным видом, как будто ей не впервые сидеть за решёткой. Она притворялась. − Не ешь в другой раз мармелад, если он не тебе принадлежит! — сказала тётушка Ганимед, поставив мышеловку на видное место...
При этом она сделала какое−то неловкое движение; задвижка мышеловки, звякнув, открылась и мышь выпала, исчезнув неизвестно куда.
[−−− П!] − [а.]

Сидела с равнодушным видом, притворялась.
Такое употребление характерно для художественного стиля речи.