ГДЗ к странице 111

640. Подберите или выпишите из орфографического словаря 6 глаголов с приставкой раз− (рас−); составьте с ними словосочетания. Укажите вид глаголов, склонение и падеж существительных. Обозначьте орфограммы.
Образец. Распахать − сов.в.распахать поле (1−е скл., вин. п.).

сов.в.Расчистить дорожку (1 скл., вин. п.);
несов.в.рассматривать открытку (1 скл., вин. п.);
сов.в.разъехаться по домам (2 скл., дат. п.);
сов.в.разбить стакан (2 скл., вин. п.);
несов.в.рассказывать о поездке (1 скл., предл. п.);
сов.в.разрыхлить землю (1 скл., вин. п.).

641. Подберите к данным глаголам глаголы другого вида. Выделите суффиксы.
Образец. Объедин/и\ть (сов. в.) − объедин/я\ть (несов. в.).
Шагнуть, толкать, мелькать, ка́пнуть, ка́шлянуть, чихну́ть, зевать, глотать, кивать.
Об(?)единить, включить, вычерчивать, прогуляться, ра(с, сс)тупаться, выкрикнуть, во(с, сс)тавать.

Шагн/у\ть (сов.в.) − шаг/а\ть (несов.в.)
толк/а\ть (несов.в.) − толкн/у\ть (сов.в.)
мельк/а\ть (несов.в.) − мелькн/у\ть (сов.в.)
капн/у\ть (сов.в.) − кап/а\ть (несов.в.)
кашлян/у\ть (сов.в.) − кашл/я\ть (несов.в.)
чихн/у\ть (сов.в.) − чих/а\ть (несов.в.)
зев/а\ть (несов.в.) − зевн/у\ть (сов.в.)
глот/а\ть (несов.в.) − глотн/у\ть (сов.в.)
кив/а\ть (несов.в.) − кивн/у\ть (сов.в.)
объедин/и\ть (сов.в.) − объедин/я\ть (несов.в.)
включ/и\ть (сов.в.) − включ/а\ть (несов.в.)
вычерчив/а\ть (несов.в.) − вычерт/и\ть (сов.в.)
прогул/я\ться (сов.в.) − прогулив/а\ться (несов.в.)
расступ/а\ться (несов.в.) − расступ/и\ться (сов.в.)
выкрикн/у\ть (сов.в.) − выкрикив/а\ть (несов.в.)
восстав/а\ть (несов.в.) − восст/а\ть (сов.в.).

642. Образуйте от данных глаголов глаголы другого вида по образцу. С помощью каких морфем вы будете это делать?
1. Несу (несов. в.) − пронесу, вынесу (сов. в.); л(?)ю, ш(?)ёшь, пол..ти, гры..ть, р..стут.
2. Прыгала (несов. в.) − прыгнула (сов. в.); ш.. птала, ш..гали, вздыхала, кивали.
3. Сдали (сов. в.) − сдавали (несов. в.); продала, встала, узнала, признали, выдала.

Лью (несов. в.) − пролью − вылью (сов. в.);
шьешь (несов. в.) − зашьешь − перешьешь (сов. в.);
грызть (несов. в.) − загрызть − перегрызть (сов. в.);
растут (несов. в.) − зарастут − вырастут (сов. в.);
Шептала (несов. в.) − шепнула (сов. в.);
шагали (несов. в.) − шагнула (сов. в.);
вздыхала (несов. в.) − вздохнула (сов. в.);
кивали (несов. в.) − кивнули (сов. в.);
Продала (сов. в.) − продавала (несов. в.);
встала (сов. в.) − вставала (несов. в.);
узнала (сов. в.) − узнавала (несов. в.);
признали (сов. в.) − признавала (несов. в.);
выдала (сов. в.) − выдавала (несов. в.).

643. Какие из данных ниже глаголов обозначают действие, которое происходит один раз, в один момент? С помощью какого суффикса выражается значение однократности действия?
Колоть − кольнуть. Сверкать − сверкнуть. Стучать − стукнуть. Кричать − крикнуть.

Коль/ну\ть, сверк/ну\ть, стук/ну\ть, крик/ну\ть.
Эти глаголы обозначают действие, которое происходит один раз. Значение кратности действия выражается суффиксом −ну.

644. Рассмотрите рисунки. Расскажите, что на них изображено.
Что делал каждый из ребят? Глаголы какого вида вы использовали, когда обозначали их действия? Подумайте: что же могло произойти потом?
Запишите 6−8 глаголов, которые вы употребили в ответах на вопросы. Определите их вид.

Ребята (несов. в.) строят плот. мальчики связывают (несов. в.) бревна. Маша собирает (несов. в.) вещи на берегу. Плот наконец−то построен. Ребята погрузили (сов. в.) на плот все вещи и (сов. в.) отплыли от берега. Они долго (несов. в.) плыли по реке, пока на пути им не (сов. в.) встретился водопад. Ребята (сов. в.) напугались, но смогли (сов. в.) пристать к берегу. (несов. в.)