Ответы к домашним заданиям странице 11

386. Спишите, обозначьте основу и окончание. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Образец. Кажд[ый] грибпохож☐ на зонтик☐.
На г..ре шумит в..тла
На в..тле звенит пчела
В нашу ло..ку иногда
Набира[ет]ся вода.

Ответ:

На гор[е] шум[ит] ветл[а]
На ветл[е] звен[ит] пчел[а]
В наш[у] лодк[у] иногда
Набира[ет]ся вод[а].

387. Озаглавьте текст. Определите его стиль. Спишите, выделяя основы у существительных, прилагательных и глаголов. К какому слову в тексте близки по значению слова фиолетовый, лиловый? Что они обозначают?
Пышные нежные грозди сирен.. ц..рят над садом. Цвета тёплых весенних сумерек. Тех непередаваемых сиреневых оттенков, что ж..вут на рассвет.. яркого дня над морем.
(Г. Николаева)

Ответ:

                   Лиловая сирень
Пышные нежные грозди сирени царят над садом. Цвета тёплых весенних сумерек. Тех непередаваемых сиреневых оттенков, что живут на рассвете яркого дня над морем. (Г. Е. Николаева)

Стиль текста: художественный;

Слова фиолетовый, лиловый близки по значению к слову сиреневый, цвету сирени или фиалки)

Пышные нежные грозди сирени царят над садом. (повеств., невоскл., простое., распр.)

Сиреневых − прил. (каких?),  н. ф. − сиреневый, мн. ч., Р. п., определение.

388. Прочитайте. Какого слова не знала Саша? Спишите. Прямую речь заключите в кавычки. Какие из выделенных слов неизменяемые? В изменяемых выделенных словах обозначьте основу.
Двухлетней Саш., в слов., «отпугивать» поч..дился тот же корень, что в «пуговиц..». Она так и спросила у бабушк.., попытавшейся расстегнуть ей пальто: Зачем ты меня отпугиваешь? Ей, очевидно, х..телось, чтобы пальто оставалось «запуганным», то есть застёгнутым на все пуговицы.
(К. Чуковский)

Ответ:

Двухлетней Саше в слове «отпугивать» почудился тот же корень, что в «пуговице». Она так и спросила у бабушки, попытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь?» Ей, очевидно, хотелось, чтобы пальто оставалось «запуганным», то есть застёгнутым на все пуговицы. (К. Чуковский)

Саша не знала слова «расстегивать».
Неизменяемые слова: пальто, очевидно, чтобы.

389. Озаглавьте отрывок из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты». Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте основы имён существительных во втором абзаце текста.
Никита сел читать «Всадника без головы». За круглым столом под большой лампой с..дели с книгами матушка и Аркадий Иванович. За большою печ(?)ю — тр−тр, тр−тр — п..лил деревяшечку сверчок. Потрескивала в соседней тёмной комн..те п..ловица.
Всадник без головы мчался по прерии хл..стала высокая трава всх..дил красный месяц над оз..ром. Никита чу(?)ствовал как волосы у него шевелятся на з..тылке. Он осторожно об..рнулся — за ч..рными окнами пр..неслась какая−то с..роватая тень. Матушка ск..зала, подняв голову от книги Ветер поднялся к ночи, будет буран.

Ответ:

                       Захватывающая книга.
Никита сел читать «Всадника без головы». За круглым столом под большой лампой сидели с книгами матушка и Аркадий Иванович. (Повест., невоск., простое, распростр., осложнено однород. подлежащими.) За большою печью — тр−тр, тр−тр — пилил деревяшечку сверчок. Потрескивала в соседней тёмной комнате половица.

Всадник без головы мчался по прерии хлестала высокая трава всходил красный месяц над озером. Никита чувствовал как волосы у него шевелятся на затылке. Он осторожно обернулся — за черными окнами пронеслась какая−то сероватая тень. Матушка сказала, подняв голову от книги "Ветер поднялся к ночи, будет буран".