ГДЗ к странице 141

712. Составьте план сообщения об имени существительном (имени прилагательном, глаголе) как части речи (см. памятку). Приведите свои примеры.

Имя существительное.
1. Значение (кто? врач, учитель, пилот, мама; что? машина, дорога, столб).
2. Собственные (Васька, Москва, Кремль) и нарицательные (учитель, стол, школа).
3. Одушевленные (волк, птица, доктор) и неодушевленные (компьютер, небо, линия).
4. Род имен существительных: мужской, (стол, сад, дом), женский (земля, ночь, дорога), средний (солнце, небо, пальто).
5. Падеж имен существительных (Им. п. − улица, Р. п. − улицы, Д. п. улице, B. n. − улицу, Т. п. − улицей, П п. − об улице).
6. Изменение по числам: единственное (кот, девочка), множественное (коты, девочки).
7. Роль в предложении. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим (Машина быстро проехала по шоссе. ) и дополнением (Она взяла перчатки.), также обстоятельством (Мы шли по лесу.)
Имя прилагательное.
1. Значение (какой? красивый, большой, золотистый).
2. Постоянные признаки: качественное (красный, тяжелый, тихий, вредный), относительное (деревянный, январский, двухэтажный) или притяжательное (мой, его, мамин).
3. Непостоянные признаки:
− у качественных:
а) степень сравнения (большой, больше, самый большой),
б) краткая и полная форма (высокий, высок).
− у всех прилагательных
а) падеж (Им. п. − красивая улица, Р. п. − красивой улицы, Д.п. красивой улице, B. n. − красивую улицу, Т. п. − красивой улицей, П п. − о красивой улице).
б) число (красивый (ед. ч.), красивые (мн. ч.)),
в) род (красивый стол − м. р., красивое платье − ср. р., красивая девочка − ж. р.)
4. Синтаксическая роль. В предложении прилагательные в полной форме, бывают определениями, иногда сказуемыми. (Я вижу кирпичный дом. Дом кирпичный.) Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые. (Платье не ново.)
Глагол
1. Значение (что делать? играть, петь, смотреть)
2. Неопределенная форма глагола (что делать? что сделать?) прилечь,играть, прийти.
3. Постоянные признаки:
а) вид: совершенный (что сделать? Прыгнуть, объявить, нарисовать);
несовершенный (что делать? прыгать, объявлять, рисовать)
6) спряжение (1 спр. − надевать, брать; 2 спр. − смотреть, видеть)
в) переходность (смотреть, смотреться).
3. Непостоянные признаки:
а) число: смотрим (мн. ч.), смотрю (ед. ч.),
6) время (если есть): настоящее − играем; прошедшее − играли; будущее − будем играть.
д) род (если есть): мальчик смотрел −м. р., девочка смотрела − ж. р., солнце светило − ср. р.
4. Синтаксическая роль. Глаголы в предложении являются сказуемыми.
(Ученики отправились в поход. Петя будет петь завтра.)

713. Распределите словосочетания по главному слову. Укажите условия, от которых зависит написание пропущенных букв.
Образец. ХПриехал из (1−е скл., род. п.) столиц[ы].
Шествует по площад.., ветка акаци.., жил в санатори.., шли по алле.., цветок яблон.., остановились в ущель.., командир батаре.., отдыхать на побережь.., лечился в госпитал.., вернулся с границ.., лист из тетрадк.., рассказ Мари.. Степановн.., вытащил из проруб.. .

1. Главное слово - существительное: Хветка (1−е скл., Р.п.) акаци[и], Хцветок (1-е скл., Р.п.) яблон[и], Хкомандир (1-е скл.,  Р.п.) батаре[и], Хлист из (1-е скл., Р.п.) тетрадк[и], Храссказ (1-е скл., Р.п.) Мари[и] Степановн[ы].
2. Главное слово - глагол: ХШествует по (3-е скл., Д. п.) площад[и], Хжил в (2−е скл.,на -ий, П.п.) санатори[и], Хшли по (1-е скл., Д.п.) алле[е], Хостановились в (2-е скл., П.п.) ущель[е], Хотдыхать на  (2-е скл., П.п.) побережь[е], Хлечился в (2-е скл., П.п.) госпитал[е], Хвернулся с (1-е скл., Р.п.) границ[ы], Хвытащил (3-е скл., Р.п.) из проруб[и].

714. Прочитайте рассказ о встрече ласточки−береговушки со «страшным» зверем, озаглавьте его. Составьте и запишите план, используя разные по цели высказывания предложения.
• Найдите сложные предложения, предложения с однородными членами и с обращением.

Залетела Береговушка в густой лес, смотрит: на высокой ел.., на толст..м суку, выстроен дом. Весь из суч(?)ев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит — тёплый, мягкий. «Вот хороший дом,—думает она, — проч(?)ный и с крышей».
Подлетела маленькая Береговушка к большему дому, постучала клювиком в стенку и просит жалобным голоском:
— Впустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать!
А из дома вдруг как высун..т(?)ся рыжая звериная морда с оттопыренными усами, с ж..лтыми зубами! Да как зарычит страшилище:
— С каких это пор птахи по ночам стучат, н..чевать просят(?)ся к белкам в дом?
Обмерла Береговушка, сер(?)це камнем упало. Отшатнулась прочь, взвилась над лесом да стремглав, без оглядки — наутёк. (В.Бианки)

           Страшный зверь
1) Симпатичный домик.
2) «Пустите переночевать!»
3) «С каких пор птицы у белок ночуют?!»
4) Прочь!

ЗалетелаО Береговушка в густой лес, смотритО: на высокой елиО, на толстом сукуО, выстроен дом . (Слож., с одн. сказ. и обстоят.). Весь из сучьев, из палок, круглый, а изнутри мох торчит — теплый, мягкий. «Вот хороший дом, — думает она, — прочный и с крышей».
ПодлетелаО маленькая Береговушка к большому дому, постучалаО клювиком в стенку и проситО жалобным голоском:
— Впустите, пожалуйста, хозяюшка, переночевать! (С обращением)
А из дома вдруг как высунется рыжая звериная морда с оттопыренными усамиО, с желтыми зубамиО! (С однор. доп.) Да как зарычит страшилище:
— С каких это пор птахи по ночам стучат, ночевать просятся к белкам в дом?
Обмерла Береговушка, сердце камнем упало. Отшатнулась прочь, взвилась над лесом да стремглав, без оглядки — наутек. (В. Бианки)