Ответы к домашним заданиям странице 42

466. Правильно ли распределены слова по видам орфограмм? Какие слова попали в ту или иную колонку случайно? Сформулируйте правила, которые помогут вам вставить пропущенные буквы.

Слово здание не относится ни к одной колонке, так как приставки з не бывает, это часть корня.

В приставках на −з/−с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими −с.
Приставки от−, под−, на−, за− являются неизменяемыми.
В корне −лаг− − −лож− в безударном положении буква а пишется, если за корнем стоит суффикс −а, буква о пишется, если за корнем нет суффикса − а−. В корне −раст− − −рос− безударная а пишется перед ст, щ.

467. Что описывается в тексте? Определите его стиль. Озаглавьте и спишите текст. Обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы. Найдите сложное предложение, в котором простые предложения соединены союзом а. Составьте его схему.
На полян., около лесной опушк.. р..сли сини., цветы. Они жались друг к другу. Зар..сли их были похожи на маленьки.. озёра с густой син..й водой.
Я н..рвал большой букет этих цветов. Когда я встряхивал его, в цветах п..громыхивали с..зревшие семена.
Цветы были незн..комые, п..хожие на колокольчики. Но у колокольчиков чашеч(?)ка всегда склоняется к земле, а у этих неизвес(?)ных цветов сухие чашеч(?)ки стояли, вытянувшись вверх.
(К. Паустовский)

          Синие цветы
На полян[е] (сущ., ед. ч., 1−е скл., ж. р., дат. п.) около лесной опушк[и] (сущ., ед. ч., 1−е скл., ж. р., род. п.) росли син[ие] (какие?) цветы. Они жались друг к другу. Заросли их были похожи на маленьк[ие] (какие?) озёра с густой син[ей] (какой?) водой.
Я нарвал большой букет этих цветов. Когда я встряхивал его, в цветах погромыхивали созревшие семена.
Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики. Но У колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих неизвестных (известие) цветов сухие чашечки стояли, вытянувшись вверх. (К. Г. Паустовский)
В тексте описываются синие цветы. Стиль текста художественный.

[- - - - _________ - . - . - . - ======= - . - . - . - ],
а [ ................. ................. - - - ................. ______ ====== ]

468. Прочитайте и озаглавьте текст. В каком предложении выражена основная мысль автора? Какое слово повторяется в тексте пять раз и почему? Согласны ли вы с выводом, который формулирует писатель в этом отрывке?
Мои молодые друз(?)я! Мы х..зяева наш..й природы, и она для нас кл..довая солнца с великими сокровищ..ми жизни. Мало того, чтобы сокровищ.. эти охр..нять — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охр..нять наши в..доёмы. В лесах, степях, горах разные ценные ж..вотные — будем охр..нять наши леса, степи, горы.
Рыб.. — вода, птиц.. — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охр..нять природу — значит охр..нять родину.
(М. Пришвин)

               Мы хозяева нашей природы
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять родину. (М. Пришвин)
Основная мысль автора выражена в предложении − И охранять природу — значит охранять родину. В тексте 5 раз повторяется слово охранять, чтобы подчеркнуть его важность и привлечь внимание читателя к проблеме.

Водоёмы [вадай'омы] − 4 слога, 7 букв, 8 звуков.