Ответы к домашним заданиям странице 18

405. Вставьте в предложение нужные слова. Выделите в них суффикс, с помощью которого образованы названия лиц по месту жительства. Укажите разницу в правописании названия города (края, страны) и названия человека, проживающего в этом городе. Запишите названия жителей вашего города, областного (краевого) центра, других городов области (края). Обозначьте в этих названиях суффикс (если он есть).
В Рязан.. живёт рязанец, в Петербург.. − − , в Москве −−, в Сибири −−, в России −−.

Ответ:

В Рязани живет рязанец, В Петербурге живет петербуржец, в Москве живет москвич, в Сибири живет сибиряк, в России живет россиянин.

Название города, края или страны пишется с заглавной буквы, а название жителя этой области − с маленькой буквы.

406. Запишите ряды однокоренных слов.
Образец. Баскетбол → баскетболист → баскетболистка.
Подчеркните непроверяемые орфограммы в корнях слов.
Волейбол, шахматы, парашют, теннис, велосипед.

Ответ:

407. Подберите однокоренные слова с суффиксом −тель− к словам читать, преподавать, наблюдать, учить, водить, строить. Какое общее значение имеют подобранные слова?
Образец. Исследова(ть) + −тель → исследователь.

Ответ:

Чита(ть) + −тель → читатель;
преподава(ть) + −тель → преподаватель;
наблюда(ть) + −тель → наблюдатель;
учи(ть) + −тель → учитель;
води(ть) + −тель → водитель;
строи(ть) + −тель → строитель.

Общее значение — тот, кто производит действие.

Учить [уч'ит] − 2 слога, 5 букв, 4 звука.
у [у] − гласн., безуд.,
ч [ч'] − согл., глух., мягк.,
и [и] − гласн., уд.,
т [т] − согл., глух., мягк.
ь [−].

408. Составьте и запишите слова по данным схемам. Прочитайте в образце толкование лексического значения слова желтоватый.
Образец. Желт−оват−ый = не совсем, чуть−чуть жёлтый.
Син                               Кисл
        >еват−ый = ?                >оват−ый = ?
Рыж                               Сыр

Ответ:

Син−еват−ый = не совсем, чуть−чуть синий.
Рыж−еват−ый = не совсем, чуть−чуть рыжий.
Кисл−оват−ый = не совсем, чуть−чуть кислый.
Сыр−оват−ый = не совсем, чуть−чуть сырой.

409. Представьте, что:
− В чашку чая положили всего один маленький кусочек сахара. Какой получился чай − сладкий или сладковатый?
− Суп лишь слегка посолили. Какой он − солёный или солоноватый?
− Вы попробовали лимон. Кислый он или кисловатый?
Обозначьте в записанных словах суффикс −оват−.

Ответ:

Чай будет сладковатый.
Суп солоноватый.
Лимон кисловатый.

410. Озаглавьте текст. Спишите, заменяя слова в скобках однокоренными словами с суффиксом −оват−.
• Объясните, почему писатель использовал прилагательные красноватое, розоватые, а не красное и розовые.
День был мя..кий и мглистый. (Красное) солнце невысоко в..село над длинными, похожими на сн..говые поля сл..истыми обл..ками. В саду ст..яли покрытые ин..ем (розовые) дерев(?)я. Неясные тени на сн..гу были пропитаны тем же тёпл..м светом. Было необыкновенно тихо. (А. Н. Толстой)

Ответ:

                       Зимнее утро.
            День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розоватые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом. Было необыкновенно тихо.

Писатель использовал прилагательные "красноватое" и "розоватые", потому что это оттенки, которые позволяют автору более точно описать цвета.

Поля [пал'а] − 2 слога, 4 буквы, 4 звука.
п [п] − согл., глух. парн., тв.парн,
о [а] − гласн., безуд.,
л [л'] − согл., зв.непарн (сонорн), мягк.парн,
я [а] − гласн., уд.