Ответы к домашним заданиям странице 64

§96. Падеж имен существительных

* В рощах птичье пение,
А в классе — тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется «весна».
— Весна, весны, весне, весну,
Весною, о весне...
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на блесне. (Я. Аким)
Как изменяется слово весна? Определите падежи и падежные окончания этого слова.

Весн[а] (И. п.), весн[ы] (Р. п.), весн[е] (Д. п.), весн[у] (В. п.), весн[ою] (Т. п.), о весн[е] (П. п).

522. От каких слов зависят выделенные существительные в первом и втором предложениях? На какие вопросы они отвечают? Укажите падежи.
1. Ячмень сеют, когда цветёт калина.
2. Когда ячмень колосится, соловей замолкает.

Ячмень (вин. п.) (что делают?) сеют, когда цветет калина.
Когда ячмень (им. п.) (что делает?) колосится, соловей замолкает.

523. Составьте и запишите словосочетания. Обозначьте падеж имён существительных.
                            х
Образец. Благодарить (за что?) за внимание (Вин. п.), за подарок (Вин. п.).
Уважать (кого?), уважение (к кому?);
презирать (кого?), презрение (к кому?);
благодарность (кому? за что?), благодарный (кому? за что?);
радоваться (чему?), радость (от чего?);
гордиться (кем?), гордость (за кого?).

 

524. Какие ошибки допустил ученик в определении падежа? Чего он не знал? Определите падежи этих слов.
Один ученик так определял падеж существительного: «Работа выполнена в тетрадке». «Тетрадке»—окончание −е, дательный падеж. «В тетради не было никаких исправлений». «Тетради»—родительный падеж, потому что окончание −и.

Падеж существительного нужно определять по вопросу и предлогу, если он есть:
Работа выполнена (в чём?) в тетрадке (предл. п., 1 скл.).
(В чём?) В тетради (предл. п., 3 скл.) не было никаких исправлений.
Ученик не знал, что в одном падеже существительных бывают разные склонения.

525. Спишите. Подчеркните подлежащие и дополнения, выраженные именами существительными. Обозначьте их падеж.
Всюду и везде трудят(?)ся люди. Строители возводят дома. Конструкторы созд..ют новые машины. Хлеборобы выращивают пшеницу. Шахтёры добывают уголь. Писатели пишут книги. Детей учат препод..ватели.

Всюду и везде трудятся люди (И. п.). Строители (И. п.) возводят дома (В.п.). Конструкторы (И. п.) создают новые машины (В. п.). Хлеборобы (И. п.) выращивают пшеницу (В. п.). Шахтёры (И. п.) добывают уголь (В. п.). Писатели (И. п.) пишут книги (В. п.). Детей учат (В. п.) преподаватели (И. п.).

Возводят − глаг., что делают? Н. ф. − возводить, II спр., наст. вр., мн. ч., 3 л., сказуемое.