Урок 14. Вычитание по частям: 41 - 3, 41 - 23

1. Вычисли устно. Что ты замечаешь?
40 ? 30
10 ? 5
40 ? 35
Как можно вычесть двузначные числа по частям с переходом через разряд?

Решение:

40 ? 30 = 10
10 ? 5 = 5
40 ? 35 = 5
В первом примере вычли сначала десятки, а потом из получившегося результата единицы.
Чтобы вычесть двузначные числа по частям с переходом через разряд можно представить вычитаемое в виде разрядных слагаемых и сначала вычесть десятки, а затем единицы.

2. Реши с объяснением, вычитая по частям. Что интересного в этих примерах?
72 ? 8
72 ? 38

96 ? 7
96 ? 47

31 ? 25
81 ? 25

54 ? 19
64 ? 19

Решение:

72 ? 8 = 72 ? 2 ? 6 = 70 ? 6 = 64
72 ? 38 = 72 ? 38 = 72 ? 30 ? 8 = 42 ? 8 = 42 ? 2 ? 6 = 40 ? 6 = 34

96 ? 7 = 96 ? 6 ? 1 = 90 ? 1 = 89
96 ? 47 = 96 ? 40 ? 7 = 56 ? 7 = 56 ? 6 ? 1 = 50 ? 1 = 49

31 ? 25 = 31 ? 20 ? 5 = 11 ? 5 = 11 ? 1 ? 4 = 10 ? 4 = 6
81 ? 25 = 81 ? 25 = 81 ? 20 ? 5 = 61 ? 5 = 61 ? 1 ? 4 = 60 ? 4 = 56

54 ? 19 = 54 ? 10 ? 9 = 44 ? 9 = 44 ? 4 ? 5 = 40 ? 5 = 35
64 ? 19 = 64 ? 10 ? 9 = 54 ? 9 = 54 ? 4 ? 5 = 50 ? 5 = 45

В примерах с одинаковыми уменьшаемыми и разными вычитаемыми, разница отличается на столько же, на сколько отличаются вычитаемые.
В примерах с одинаковыми вычитаемыми и разными уменьшаемыми, разница отличается на столько же, на сколько отличаются уменьшаемые.

3. Реши примеры, вычитая по частям:
23 ? 7
71 ? 56
64 ? 28
42 ? 19

Решение:

23 ? 7 = 23 ? 3 ? 4 = 20 ? 4 = 16
71 ? 56 = 71 ? 50 ? 6 = 21 ? 6 = 21 ? 1 ? 5 = 20 ? 5 = 15
64 ? 28 = 64 ? 20 ? 8 = 44 ? 8 = 44 ? 4 ? 4 = 40 ? 4 = 36
42 ? 19 = 42 ? 10 ? 9 = 32 ? 9 = 32 ? 2 ? 7 = 30 ? 7 = 23

4. а) Составьте все возможные равенства из чисел 23, 18, 41. Какими способами можно проверить правильность решения примеров на сложения, примеров на вычитание?
б) Выполни вычитание и сделай проверку сложением.
91 ? 19
82 ? 28
73 ? 37
64 ? 46

Решение:

а) 23 + 18 = 41
18 + 23 = 41
41 ? 18 = 23
41 ? 23 = 18
Правильность примеров на сложение можно проверить вычитанием ? из суммы вычесть одно из слагаемых, чтобы получить второе слагаемое.
Правильность примеров на вычитание можно проверить:
сложением ? к разность прибавить вычитаемое, чтобы найти уменьшаемое;
вычитанием ? из уменьшаемого вычесть разность, чтобы найти вычитаемое.
б) 91 ? 19 = 91 ? 10 ? 9 = 81 ? 9 = 81 ? 1 ? 8 = 80 ? 8 = 72
Проверка:
72 + 19 = 72 + 10 + 9 = 82 + 9 = 82 + 8 + 1 = 90 + 1 = 91

82 ? 28 = 82 ? 20 ? 8 = 62 ? 8 = 62 ? 2 ? 6 = 60 ? 6 = 54
Проверка:
54 + 28 = 54 + 20 + 8 = 74 + 8 = 74 + 6 + 2 = 80 + 2 = 82

73 ? 37 = 73 ? 30 ? 7 = 43 ? 7 = 43 ? 3 ? 4 = 40 ? 4 = 36
Проверка:
36 + 37 = 36 + 30 + 7 = 66 + 7 = 66 + 4 + 3 = 70 + 3 = 73

64 ? 46 = 64 ? 40 ? 6 = 24 ? 6 = 24 ? 4 ? 2 = 20 ? 2 = 18
Проверка:
18 + 46 = 18 + 40 + 6 = 58 + 6 = 58 + 2 + 4 = 60 + 4 = 64

5. Можно ли сравнит эти длины, не видя закрытых цифр?
2 дм * см ? 3 дм * см
6 дм * см ? 6 дм 9 см
7 дм * см ? * дм 9 см
2 * см ? 5 дм 1 см

Решение:

2 дм * см < 3 дм * см ? так как количество дм больше.
6 дм * см ? 6 дм 9 см ? сравнить нельзя.
7 дм * см ? * дм 9 см ? сравнить нельзя.
2* см < 5 дм 1 см ? так как 5 дм больше, чем любое двузначное количество сантиметров начинающиеся на 2.

6. а) В классе было 6 девочек и 7 мальчиков. Потом 5 детей на автобусе уехали домой. Сколько детей осталось?
б) В ведре было 11 л воды. Отлили 2 л воды в банку и 5 л воды в кастрюлю. Сколько литров воды осталось в ведре?

Решение:

а) 1) 6 + 7 = 13 (д.) ? всего в классе.
2) 13 ? 5 = 8 (д.) ? осталось.
Выражение:
6 + 7 ? 5 = 13 ? 5 = 8
Ответ: 8 детей.

б) 1) 2 + 5 = 7 (л) ? воды отлили всего.
2) 11 ? 7 = 4 (л) ? воды осталось в ведре.
Выражение:
11 ? 2 ? 5 = 9 ? 5 = 4
Ответ: 4 литра.