Урок 13. Вычитание двузначных чисел: 32 - 5, 32 - 15
1. Используя рисунки, объясни Решение: примеров. Сделай вывод.
Решение:
32 ? 15 = (20 + 12) ? (10 + 5) = (20 ? 10) + (12 ? 5) = 10 + 7 = 17
24 ? 6 = (10 + 14) ? 6 = 10 + (14 ? 6) = 10 + 8 = 18
43 ? 24 = (30 + 13) ? (20 + 4) = (30 ? 20) + (13 ? 4) = 10 + 9 = 19
Во всех примерах в первом слагаемом один из десятков представили в виде 10 единиц. Затем отдельно вычли единицы из единиц и десятки из десятков, а полученные результаты сложили.
2. Реши примеры в тетради по образцу. Что ты замечаешь?
Запиши и реши следующий пример.
Решение:
?82
29
53
?83
29
54
?84
29
55
?85
29
56
?86
29
57
В каждом следующем примере уменьшаемое увеличивается на единицу, а вычитаемое остается прежним.
?87
29
58
3. Выполни действия. Что интересного в этих примерах?
82 ? 6
82 ? 16
41 ? 17
51 ? 17
74 ? 39
74 ? 9
93 ? 45
63 ? 45
Решение:
82 ? 6 = (70 + 12) ? 6 = 70 + (12 ? 6) = 70 + 6 = 76
82 ? 16 = (70 + 12) ? (10 + 6) = (70 ? 10) + (12 ? 6) = 60 + 6 = 66
41 ? 17 = (30 + 11) ? (10 + 7) = (30 ? 10) + (11 ? 7) = 20 + 4 = 24
51 ? 17 = (40 + 11) ? (10 + 7) = (40 ? 10) + (11 ? 7) = 30 + 4 = 34
74 ? 39 = (60 + 14) ? (30 + 9) = (60 ? 30) + (14 ? 9) = 30 + 5 = 35
74 ? 9 = (60 + 14) ? 9 = 60 + (14 ? 9) = 60 + 5 = 65
93 ? 45 = (80 + 13) ? (40 + 5) = (80 ? 40) + (13 ? 5) = 40 + 8 = 48
63 ? 45 = (50 + 13) ? (40 + 5) = (50 ? 40) + (13 ? 5) = 10 + 8 = 18
В примерах каждого столбика либо одинаковые уменьшаемые, либо одинаковые вычитаемые.
4. Выбери и реши примеры на новый вычислительный прием:
98 ? 19
50 + 30
47 + 38
29 ? 9
95 ? 20
76 ? 18
54 ? 17
68 + 23
Решение:
98 ? 19 = (80 + 18) ? (10 + 9) = (80 ? 10) + (18 ? 9) = 70 + 9 = 79
76 ? 18 = (60 + 16) ? (10 + 8) = (60 ? 10) + (16 ? 8) = 50 + 8 = 58
54 ? 17 = (40 + 14) ? (10 + 7) = (40 ? 10) + (14 ? 7) = 30 + 7 = 37