Упражнение 189, с. 109

189. Прочитайте. Что с чем сравнивается в стихотворении?

Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зелёные лягушки
Песенки поют.
Ёлка — сноп зелёных свечек,
Мох — зелёный пол.
И зелёненький2 кузнечик
Песенку завёл...
С. Чёрный

• Найдите однокоренные слова и скажите, какими частями речи они являются.

Зеленеют (гл.) — зелёные (прил.), зелёненький (прил.).

• В чём сходство и различие глаголов в первом предложении?

Зеленеют, зеленеет — это формы одного глагола, но первый глагол в форме мн.ч., второй глагол в форме ед.ч.

• Напишите первое четверостишие по памяти. Проверьте себя. Над глаголами укажите число.

Зеленеютмн.ч. все опушки,
Зеленеетед.ч. пруд.
А зелёные лягушки
Песенки поютмн.ч..

• По каким признакам вы определили число глаголов?

(что делают?) зеленеют, (что делает?) зеленеет, (что делают?) поют.

Разбор слова «зелененький» по составу

(зелён)/еньк\[ий]

Упражнение 190, с. 109

190. Прочитайте. В чём различие каждой пары глаголов?

напишет — напишут
дружит — дружат
обидит — обидят
помнил — помнили
плавала — плавали
выросло — выросли

• Почему глаголы каждой пары имеют разные окончания? Объясните свой ответ.

Глаголы стоят в форме единственного числа и множественного числа.

• Запишите глаголы. Укажите их число и выделите окончания.

  ед.ч.             мн.ч.           ед.ч.           мн.ч.
напиш[ет] — напиш[ут],    помнил — помнил[и],
  ед.ч.         мн.ч.              ед.ч.           мн.ч.
друж[ит] — друж[ат] ,   плавал[а] — плавал[и],
  ед.ч.         мн.ч.              ед.ч.           мн.ч.
обид[ит] — обид[ят] ,    выросл[о] — выросл[и].