Упражнение 189, с. 109
189. Прочитайте. Что с чем сравнивается в стихотворении?
Зеленеют все опушки,
Зеленеет пруд.
А зелёные лягушки
Песенки поют.
Ёлка — сноп зелёных свечек,
Мох — зелёный пол.
И зелёненький2 кузнечик
Песенку завёл...
С. Чёрный
• Найдите однокоренные слова и скажите, какими частями речи они являются.
Зеленеют (гл.) — зелёные (прил.), зелёненький (прил.).
• В чём сходство и различие глаголов в первом предложении?
Зеленеют, зеленеет — это формы одного глагола, но первый глагол в форме мн.ч., второй глагол в форме ед.ч.
• Напишите первое четверостишие по памяти. Проверьте себя. Над глаголами укажите число.
Зеленеютмн.ч. все опушки,
Зеленеетед.ч. пруд.
А зелёные лягушки
Песенки поютмн.ч..
• По каким признакам вы определили число глаголов?
(что делают?) зеленеют, (что делает?) зеленеет, (что делают?) поют.
Разбор слова «зелененький» по составу
(зелён)/еньк\[ий]
Упражнение 190, с. 109
190. Прочитайте. В чём различие каждой пары глаголов?
напишет — напишут
дружит — дружат
обидит — обидят
помнил — помнили
плавала — плавали
выросло — выросли
• Почему глаголы каждой пары имеют разные окончания? Объясните свой ответ.
Глаголы стоят в форме единственного числа и множественного числа.
• Запишите глаголы. Укажите их число и выделите окончания.
ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
напиш[ет] — напиш[ут], помнил — помнил[и],
ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
друж[ит] — друж[ат] , плавал[а] — плавал[и],
ед.ч. мн.ч. ед.ч. мн.ч.
обид[ит] — обид[ят] , выросл[о] — выросл[и].