Глагол
Упражнение 169, с. 100
169. Прочитайте.
Художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.
Учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.
• Определите, к какой части речи относятся слова каждой группы. По каким признакам вы это определили?
Слова первой группы - имена существительные (обозначают предмет, отвечают на вопрос кто?); второй - глаголы (обозначают действие предмета, отвечают на вопрос что делает?)
• Составьте и запишите нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.
• Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)
Художник рисует. Строитель строит. Доктор лечит. Учитель учит. Швея шьёт. Маляр красит.
Упражнение 170, с. 100
170. Прочитайте.
Умелые руки
Покоя не знают.4
Они вышивают,
Строгают, копают.
Умелые руки
Покоя не знают,
Своим трудолюбием
Мир украшают.
Н. Сапаров
• Какова тема и главная мысль стихотворения?
Тема: умелые руки
Главная мысль: умелые руки своим трудолюбием украшают мир.
• Назовите глаголы. Что они обозначают и на какой вопрос отвечают? Запишите эти глаголы.
(Что делают?) Не знают, вышивают, строгают, копают, украшают.
• Составьте по рисунку предложения. Запишите их. Подчеркните глаголы. Над глаголами укажите часть речи: гл.
Ребята весь день трудятсягл. не покладая рук. Коля строгаетгл. доски на новую скамейку. Дима сажаетгл. деревца. А Маша стираетгл. и развешиваетгл. одежду.
• Какая из пословиц подойдёт к теме и главной мысли стихотворения: 1) Рукам воли не давай; 2) Рабочие руки не знают скуки. Запишите её.
Рабочие руки не знают скуки
Умелые руки
Покоя не знают.
Руки (какие?) умелые, не знают (что?) покоя.