Упражнение 177, с. 104

177. Прочитайте.

А речка эта по лугам и склонам
Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,
Звенит, лопочет, скачет по камням.
Р. Гамзатов

• Найдите глаголы. Чем они интересны? Почему автор использует именно такие глаголы?

Автор использует такие глаголы, чтобы показать звон и журчание речки.

• К каким глаголам можно подобрать синонимы, антонимы?

Синонимы: смеётся - хохочет, лопочет - говорит, скачет - прыгает.
Антонимы: летит - ползёт, смеётся - плачет, лопочет - молчит.

• Спишите. Подчеркните глаголы.

А речка эта по лугам и склонам
Летит, журчит, смеётся, как ребёнок,
Звенит, лопочет, скачет по камням.

Упражнение 178, с. 104

178. Прочитайте. В чём сходство и различие слов в каждой паре?

Завтрак — завтракать, р..бота — р..ботать, танец — т..нцевать, уж..н — уж..нать, синий — с..неть, р..сунок — р..с..вать, ж..лтый — ж..лтеть, бег — б..жать, кр..снота — кр..снеть.

• Спишите, вставляя пропущенные буквы и ставя перед словами вопросы. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.

               сущ.                                гл.
(Что?) завтрак, (что делать?) завтракать.
              сущ.                                      гл.
(Что?) работа, (что делать?) работать.
                сущ.                                 гл.
(Что?) танец, (что делать?) танцевать.
             сущ.                               гл.
(Что?) ужин, (что делать?) ужинать.
                  прил.                           гл.
(Какой?) синий, (что делать?) синеть.
                 сущ.                                  гл.
(Что?) рисунок, (что делать?) рисовать.
                     прил.                         гл.
(Какой?) жёлтый, (что делать?) желтеть.
           сущ.                                 гл.
(Что?) бег, (что делать?) бежать.
             сущ.                                     гл.
(Что?) краснота, (что делать?) краснеть.

Слова в каждой паре являются однокоренными, но относятся к разным частям речи.

Упражнение 179, с. 104

179. Прочитайте отрывок из стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает».

...Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать1
И само меня бы мыло -
Хорошо бы это было!

• Соответствует ли название стихотворения приведённому отрывку? А о чём можно мечтать?

Название стихотворения соответствует приведённому отрывку.

• Какими частями речи являются выделенные слова?

...Если б мыло (сущ.)
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло (гл.) –
Хорошо бы это было!

Звуко-буквенный разбор слова «кровать»

кровать [крават’] - 2 слога
к [к] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
р [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
о [а] - гласн., безуд.
в [в] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.
а [а] - гласн., ударн.
т [т] - согл., глух. парн., мягк. парн.
ь [-]     
7 б., 6 зв.