Упражнение 222, с. 124
222. Прочитайте. Объясните, как вы поняли лексическое значение каждого глагола.
Пос(и, е)дел на траве — пос(и, е)дел от горя; сп(и, е)ши упражнение — сп(е, и)ши быстрей в школу; зап(е, и)вать песню — зап(и, е)вать лекарство водой.
• Запишите, выбирая из скобок нужную букву.
Посидел на траве - поседел от горя; спиши упражнение - спеши быстрей в школу; запевать песню - запивать лекарство водой.
• Докажите, что вы правильно выполнили задания.
Посидел (си́дя) на траве — поседел от горя (сéденький);
спиши (спи́сывать) упражнение — спеши (спéшка) быстрей в школу;
запевать (петь) песню — запивать (пить) лекарство водой.
Упражнение 223, с. 124
223. Прочитайте.
Твой друг
Он честен и бесстрашен
На суше и в воде,
Товарища и друга
Не бросит он в беде.
Он гнёзд не разоряет,
Не курит и не врёт,
Не виснет на подножках2,
Чужого не берёт.
С. Михалков
• Выпишите глаголы с частицей не. Как пишется не с глаголами?
Не бросит, не разоряет, не курит, не врёт, не виснет, не берёт.
Не с глаголами пишется раздельно.
• Назовите изученные орфограммы в выделенных словах.
«Безударный гласный в корне, не проверяемый ударением»: товарища;
«словосочетания ЧА-ЩА»: товарища;
«словосочетания ЧУ-ЩУ»: чужого;
«парный по звонкости/глухости согласный в середине слова»: подножках (ножной);
«парный по звонкости/глухости согласный на конце слова»: гнёзд (гнёзда).
• Составьте устный рассказ о своём друге.
Мой друг
У меня есть лучший друг. Его зовут Максим. Он очень хороший друг и товарищ. Максим не обижает младших, помогает маме. Иногда мы вместе делаем уроки. Я и Максим вместе играем и катаемся на велосипеде. Мама говорит, что мы, как братья.
Разбор слова «подножках» по составу
под|(нож)/к\[ах]
Упражнение 224, с. 124
224. Прочитайте. Спишите. Объясните смысл данных выражений.
1. Не шути с огнём: обожжёшься. 2. Соловья баснями не кормят. 3. Не спеши языком.
К опасным вещам надо относиться серьёзно. Разговорами не накормишь того, кто голоден. Меньше пустых разговоров.