Упражнение 161, с. 95
161. Прочитайте.
Сирень, тополь, морковь1, имя, фамилия, мышь, растение, картофель, птица, воскресенье.
• Определите лицо, число и род местоимений в единственном числе.
он - 3-е л., ед.ч., м.р.
она - 3-е л., ед.ч., ж.р.
оно - 3-е л., ед.ч., с.р.
• Соотнесите местоимения в форме единственного числа с каждым именем существительным. Запишите их по образцу.
Образец . Имя (оно), ... .
Сирень (она), тополь (он), морковь (она), имя (оно), фамилия (она), мышь (она), растение (оно), картофель (он), птица (она), воскресенье (оно).
Звуко-буквенный разбор слова «морковь»
морковь [маркоф’] - 2 слога
м [м] - согл., звонк. непарн, твёрд. парн.
о [а] - гласн. безуд.
р [р] - согл., звонк. непарн, твёрд. парн.
к [к] - согл., глух. парн, твёрд. парн.
о [о] - гласн. ударн.
в [ф] - согл., глух. парн, мякг. парн.
ь [-]
7 б., 6 зв.
Упражнение 162, с. 95
162. Прочитайте.
Деревья, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
В. Берестов
• Какова главная мысль этого стихотворения?
Нужно беречь планету и всё живое на ней.
• Спишите. Обозначьте в словах ударение. Подчеркните личные местоимения. Устно определите их число и лицо.
Дерéвья, травá, цветóк и пти́ца
Не всегдá умéют защити́ться. (повеств.)
Éсли бýдут уничтóжены они,
На планéте мы остáнемся одни́! (повеств.)
Они (мн.ч., 3-е л.), мы (мн.ч., 2-е л.).
• Определите вид предложений по цели высказывания. Составьте и запишите побудительное предложение на тему, заключённую в стихотворении.
Не уничтожайте природу! Берегите нашу планету!