Упражнение 68, с. 39

68. Прочитайте. Найдите, где дано предложение, а где словосочетания. Определите падеж каждого имени существительного.

Спрыгнул (с чего?) с дерева (Р. п.).
Летел (на чём?) на паутинке (_. п.).
Радуюсь (чему?) тишине (_.. п.).
Доволен (чем?) прогулкой (_. п.).
Расцвели (что?) ландыши (_. п.).
Вижу (кого? что?) дятла, дупло (_. п.).

• Запишите сначала предложение, затем словосочетания в том порядке, в каком располагаются падежи в русском языке. В скобках укажите падежи.

Предложение:

Расцвели (что?) ландыши И. п..

Словосочетания:

Спрыгнул (с чего?) с дерева Р. п..
Радуюсь (чему?) тишине Д. п..
Вижу (кого? что?) дятла, дупло В. п..
Доволен (чем?) прогулкой Т. п..
Летел (на чём?) на паутинке П. п..

Упражнение 69, с. 39

69. Прочитайте.

   Очковая змея живёт в Индии. У змеи на затылочной части рисунок чешуи напоминает очки. За это она и получила название очковой. Индусы никогда не причиняют вред змее. Они почитают змею как священное животное и обращаются со змеёй почтительно и осторожно. Прочитайте об очковой змее в энциклопедии о животных.

• Выпишите предложение, в котором имя существительное змея является подлежащим. Подчеркните подлежащее. Поставьте к нему вопрос.

                  кто?
Очковая змея живёт в Индии.

• Выпишите из других предложений словосочетания, состоящие из имени существительного змея и выделенных слов. Ставьте вопрос от главного слова к зависимому. Определите по вопросу падеж имени существительного змея в каждом словосочетании.

Образец. Рисунок (у кого?) у змеи (Р. п.); вред (кому?) ... .

Рисунок (у кого?) у змеи (Р.п.); вред (кому?) змее Д.п.); почитают (кого?) змею (В.п.); обращаются (с кем?) со змеёй (Т.п.); прочитайте (о ком?) о змее (П.п.).

• Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного в предложении?

В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим.
Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:
а) найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;
б) по падежному вопросу определить падеж имени существительного.