Упражнение 262, с. 140
262. Прочитайте стихи К. Бальмонта.
В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шёл дождь1 — и капли с крыши
Стекали по стене.
• В звучании каких слов слышится шум дождя и движение капель дождя? Какие звуки или сочетания звуков передают эти звуковые образы?
Шур[ш]али, [ш]ёл до[ш]дь, [кап]ли с кры[ш]и, сте[ка]ли по стене.
• Запишите стихи по памяти. Проверьте себя.
В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шёл дождь — и капли с крыши
Стекали по стене.
Звуко-буквенный разбор слова «дождь»
дождь [дошт’] - 1 слог
д [д] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.
о [о] - гласн. ударн.
ж [ш] - согл., глух. парн., твёрд. непарн.
д [т’] - согл., глух. парн., мягк. парн.
ь [-]
5 б., 4 зв.
Упражнение 263, с. 140
263. Прочитайте.
27 мая в нашей стране3 отмечают Всероссийский День библиотек. В этот день1 в далёком 1795 году в Санкт-Петербурге открылась первая государственная общедоступная библиотека России. Тогда она называлась Императорская публичная библиотека, а ныне — Российская национальная библиотека. Её двери и поныне открыты для всех желающих.
Всероссийский День библиотек — это праздник всенародный, праздник всех тех, кто любит книгу.
• Что нового вы узнали из текста?
• Обратите внимание на написание заглавной буквы в названии праздника и названиях библиотек.
• Спишите последнее предложение. Проверьте себя.
Всероссийский День библиотек — это праздник всенародный, праздник всех тех, кто любит книгу.
Разбор слова «стране» как часть речи
(В) стране - сущ. (в чём?). Н. ф. - страна. Неодуш., нариц., в ж. р., в П. п., в ед. ч. Втор. чл.
Звуко-буквенный разбор слова «день»
день [д’эн’] - 1 слог
д [д’] - согл., звонк. парн., мягк. парн.
е [э] - гласн. ударн.
н [н’] - согл., звонк. непарн., мягк. парн.
ь [-]
4 б., 3 зв.
Упражнение 264, с. 140
264. Рассмотрите рисунки. Назовите сказки.
• Расскажите эпизод из любой сказки.
• Составьте 2-3 предложения по любому рисунку.
1. "Лягушка-путешественница".
2. "Серебряное копытце".
3. "Маша и медведь".
1. Лягушка захотела посмотреть, что такое юг, на который летают утки. Утки согласились взять лягушку с собой. Две утки взяли в клювы прутик. Лягушка прицепилась за него, и вся стая поднялось на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую её подняли.
2. Тот козёл был особенный. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень.
3. Напекла Машенька пирожков, достала большой-пребольшой короб и приказала медведю отнеси их дедушке да бабушке. Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб. Поставила сверху себе на голову блюдо с пирожками.
• Запишите ответ на вопрос: к какой сказке дан третий рисунок?
Третий рисунок дан к русской народной сказке "Маша и медведь".