Упражнение 116, с. 67
116. Прочитайте. Озаглавьте текст.
Какие кр..сивые з..л..товолосые пингвины! Над глазами у них з..л..тистые хох..лки, словно две метёлочки, и брови ярко-ж..лтые. А клюв и глаза красные. Спинка и бока изумрудно-з..лёные. А белая грудка кажется шёлковой — такая она гладкая и блестящая.
А. Иванченко
• Докажите, что это текст-описание.
Текст, в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием. К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
• Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. С какой целью употреблены имена прилагательные?
Имена прилагательные ярче и выразительнее помогают представить нам предмет.
Записываем:
Золотоволосые пингвины
Какие красивые золотоволосые пингвины! Над глазами у них золотистые хохолки, словно две метёлочки, и брови ярко-жёлтые. А клюв и глаза красные. Спинка и бока изумрудно-зелёные. А белая грудка кажется шёлковой — такая она гладкая и блестящая.
• Прочитайте выделенные сложные прилагательные. Догадайтесь, как они образовались. Какие из них обозначают оттенки цветов?
Имена прилагательные, обозначающие оттенки цветов: изумрудно-зелёный, ярко-жёлтый.
Золотоволосые (золотой, волосы), ярко-жёлтый (яркий, жёлтый), изумрудно-зелёный (изумрудный, зелёный).
Упражнение 117, с. 67
117. Прочитайте. Образуйте сложные имена прилагательные, обозначающие цвета или оттенки цветов.
Серебристый, белый; тёмный, каштановый; яркий, красный; светлый, жёлтый; бледный, розовый; чёрный, белый.
Образец . Серебристо-белый, ... .
• Запишите составленные имена прилагательные.
• Составьте и запишите предложение, употребив в нём одно из сложных имён прилагательных.
Серебристо-белый, тёмно-каштановый, ярко-красный, светло-жёлтый, бледно-розовый, чёрно-белый.
Серебристо-белый иней покрывал ветви деревьев. ©