Ответы к странице учебника по русскому 96
261. Выполните словообразовательный анализ следующих слов. При выполнении задания действуйте строго по образцу сло-вообразовательного анализа.
Избушка, пронести, чернослив, лесистый, пароход.
Ответ:
Избушка
1. Начальная форма ? избушка.
2. Значение слова ? "деревянный крестьянский дом". Уменьшительно?ласкательное значение передаётся с помощью суффикса ?ушк.
Слово образовано от существительного изба.
изба + ?ушка > избушка
3. Суффиксальный способ.
Пронести
1. Начальная форма ? проносить.
2. Значение слова ? "неся, проходить с чем?то мимо чего?либо". Значение "мимо чего?либо" передаётся с помощью приставки про?.
Слово образовано от глагола носить.
про? + носить > проносить
3. Приставочный способ.
Чернослив
1. Начальная форма ? чернослив.
2. Значение слова ? "сушёные сливы особых сортов, обычно тёмные".
Слово образовано от прилагательного чёрный и существительного слива.
Чёрный + о + слива > чернослив.
3. Сложение с соединительной гласной о.
Лесиситый
1. Начальная форма ? лесистый.
2. Значение слова ? "обильный лесами". Значение "обильный" передаётся с помощью суффикса ?ист. Слово образовано от существительного лес.
Лес + ?истый > лесистый.
3. Суффиксальный способ.
Пароход
1. Начальная форма ? пароход.
2. Значение слова "судно, приводимое в движение паровым двигателем".
Слово образовано от существительного пар и глагола ходить.
пар + о + ходить > пароход
3. Сложение с соединительной гласной о.
§ 34 Какие чередования гласных и согласных происходят в словах
262. 1. Рассмотрите таблицу «Чередование гласных в корне», расположенную на форзаце. Какая информация о чередовании гласных оказалась для вас новой?
2. Спишите примеры из третьего столбика указанной таблицы, выделяя в словах корни.
Ответ:
1. В корнях с чередующимся гласными е//и под ударением пишется буква а, а без ударения ? о.
В корнях с чередующимся гласными е//и буква е пишется, если за корнем нет суффикса ?а; если суффикс ?а есть, то в корне пишется буква и.
2. Опоздать ? опаздывать, копать ? выкапывать, спорить ? оспаривать, коснуться ? касаться, изложение ? предлагать, росли ? расту ? выращивать, загореть ? загар, соберу ? собирать, удеру ? удирать, замереть ? замирать, запереть ? запирать, затереть ? затирать, блестеть ? блещет ? блистать, расстелить ? расстилать, седло ? сидеть.
263. 1. Рассмотрите таблицу «Чередование согласных в корне», расположенную на форзаце. Объясните, какая информация в ней содержится.
2. Спишите слова с чередованием согласных, обозначьте корни.
3. Разберите по составу все глаголы.
Ответ:
1. В таблице содержится информация о чередовании согласных в корне.
2,3.
2. Река ? речка, казак ? казачий, ухо ? ушной, снег ? снежинка, друг ? дружеский ? друзья, свет ? свеча ? освещение, обида ? обижаться, водитель ? вожу ? вождение, указать ? укажет, просить ? прошу, прекратить ? прекращу, блеск ? блестеть ? блещет, огурец ? огуречный, любить ? люблю, ловить ? ловлю, купить ? куплю, сломить ? сломлю, графа ? разграфлю.
3. Обижаться, вожу, указать, укажет, просить, прощу, прекратить, прекращу, блестеть, блещет, любить, люблю, купить, куплю, сломить, сломлю, разграфлю.
264. Запишите корни с чередованием полногласных и неполногласных сочетаний. Затем запишите слова с данными морфемами. Полногласные и неполногласные сочетания подчеркните.
?здрав?//?здоров?, ?хран?//?хорон?, — млад?//?молод?, — врат?// — ворот?, — глас?//?голос?, ?сред?//?серед?, — влек?//?волок?.
Ответ:
1. Для старославянизмов характерны неполногласные сочетания ра, ре, ле, ла, которые соответствуют русским полногласным сочетаниям оро, ере, ело, оло в исконно русских словах.
2. Здравый ? здоровый, хранить ? хоронить, младой ? молодой, врата ? ворота, гласный ? голосистый, среда ? середина, влекомый ? волочить.