Ответы к странице учебника по русскому 136
373. 1. Выразительно прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова "Утёс". Как вы понимаете образный смысл этого стихотворения? Передайте с помощью интонации отношение автора к тучке, к утёсу.
Ночевала тучка золотая
На груди утёса?великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
2. Спишите текст, подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.
3. Почему в стихотворении в слове глубоко ударение падает на второй слог? Можно ли говорить иначе? Как произносите это слово вы?
Ответ:
1. Автор образно передаёт своё отношение к природе, своё настроение и окружающую красоту.
2. Ночевала тучка золотая
На груди утёса?великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
3. В стихотворении в слове глубо?ко ударение падает на второй слог, чтобы не нарушить рифму: одино?ко ? глубо?ко. Можно говорить иначе. Я произношу это слово глубоко?.
374. 1. Перед вами отрывок из сочинения ученика, который должен был написать художественный текст. Справился ли школьник с поставленной задачей?
Наступила весна. Всё опять ожило. Зацвели цветы. Распустилась черёмуха и сирень. Покрылись белыми цветочками плодовые деревья.
2. Попробуйте сделать этот текст лучше, выразительнее, заменив выделенные слова более подходящими для художественной речи. (Какие именно цветы? Какие деревья?)
Ответ:
1. Сочинение задумано в художественном стиле, но ученик с задачей не очень хорошо справился.
2. Наступила весна. Всё опять ожило. Зацвели долгожданные цветы: милые подснежники, нежные пролески и прекрасные гиацинты. Распустилась черёмуха и сирень. Покрылись белыми цветочками раскидистые яблони и изящные вишни.
375. Рассмотрите картину Ивана Трофимовича Хруцкого (см. цветную вклейку, с. 4). Какие цветы и плоды вы любите? Почему? Опишите общее впечатление от картины так, чтобы можно было воочию увидеть натюрморт. Расскажите об отдельных цветах и плодах, которые чем?то вас поразили. Посоревнуйтесь с художником: он изобразил картину красками, а вы попробуйте «нарисовать» её словами. Вы, конечно, поняли уже, что ваш текст должен соответствовать художественной речи.
Ответ:
Я безумно люблю ромашки. Они очень простые, но в то же время невероятно красивые, солнечные и весёлые. Даже в самый хмурый день букет ромашек прекрасно поднимает настроение и заменяет настоящее солнышко.
Мои самые любимые плоды ? это сочные яблоки. Ни одно из них не похоже на другое. Эти фрукты поражают своим разнообразием цветов, форм, размеров и вкусов. Яблочки могут подстроиться под любое настроение: я выбираю сладкое красное яблоко, когда чувствую себя в приподнятом настроении, а кисленькое зелёное яблочко могу отведать тогда, когда нужно взбодриться и набраться сил и энергии.
Взглянув на картину И.Т.Хруцкого, мы видим богатый урожай цветов и плодов. В фарфоровой вазе красуется пышный букет разнообразных цветов. Здесь и синие ирисы, и красные пионы, и колосья пшеницы, и зелёные листья, жёлтые, оранжевые, белые цветочки.
Весь стол украшают спелые фрукты: жёлтые груши, оранжевые персики, зелёный виноград. Нашлось место и для огромной золотой тыквы с милым зелёном хвостиком. Картина радует глаз насыщенными, по-настоящему летними красками и красотой, подаренной нам природой.