ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА. Страница 129
§ 46 Речевая ситуация
356. 1. Прочитайте тексты. О чём говорят в них ? об одном и том же или о разном? Как говорится ? одинаково или по?разному?
1) С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из?за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
2) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём плюс 15?17°.
3) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
2. Где может быть использовано каждое высказывание? Можно ли в домашнем разговоре (с сестрой, мамой, бабушкой) использовать первый или второй текст, а вместо сообщения о погоде передать по радио или телевидению первый и третий тексты? Почему?
3. Какова задача каждого высказывания? Каким текстом вы воспользуйтесь, если вам надо будет нарисовать картину сентябрьского дня? Сообщить точные сведения о погоде? Поделиться впечатлениями о ней?
4. Выполните морфемный и словообразовательный анализ вы деленного слова.
Ответ:
1. В текстах говорится об одном том же (о переменчивой погоде), но говорится по?разному.
2. В домашнем разговоре (с сестрой, мамой, бабушкой) можно использовать третий текст. Передать по радио или телевидению можно второй текст. Первый текст можно использовать в художественном описании.
3. Задача каждого высказывания ? передать информацию о погоде. Если мне надо будет нарисовать картину сентябрьского дня, а воспользуюсь первым текстом. Чтобы сообщить точные сведения о погоде, я выберу второй текст. А для того чтобы поделится впечатлениями о погоде, я использую третий текст.
4. Пере пад а [ет]
пере- + падает > перепадает