Ответы к странице учебника по русскому 50
123. Объясните, что изучает этимология. Расскажите об этимологии слов ломоть, мешок, желудок, используя информацию рубрики «Возьмите на заметку!».
Ответ:
Этимология изучает происхождение слов, исторические изменения в морфемном строении слов.
Ломоть (ист. от слова ломать, раньше хлеб отламывали от буханки или каравая, а не резали);
мешок (ист. от мех — «мешок, изготавливаемый из звериных шкур»);
желудок (ист. от жёлудь; назван по сходству желудка с жёлудем).
124. Учимся говорить на лингвистическую тему
Используя данную ниже информацию, кратко расскажите о происхождении слов.
Ветчина (ист. от ветхий + -ин-; букв.: «старое мясо, припасённое впрок»).
Висок (ист. от висеть + -ок-; букв.: «висящая прядь волос»).
Истин а (ист. от и?стый — «подлинный», «настоящий» + -ин-).
Мятеж (ист. от мять — «мять», «топтать» + -еж-).
Ответ:
Ветчина образовалось от слова ветхий + суффикс -ин-; означает «старое мясо, припасённое впрок».
Висок - от висеть + суффикс -ок-; «висящая прядь волос».
Истина - от и?стый — «подлинный», «настоящий» + -ин-.
Мятеж - от слова мять — «мять», «топтать» + -еж-.
125. Из текста упр. 113 выпишите выделенные слова и выполните их морфемный разбор.
Ответ:
Червив[ыми], шляпк[а], кустик[ов], северн[ых].
126. Объясните, как вы понимаете высказывание Марии Александровны Рыбниковой (1885—1942), которое является эпиграфом к разделу «Строение слова. Морфемика». Спишите эпиграф, соблюдая правила орфографии и пунктуации.
Ответ:
...Найти корень слова ? это значит найти его внутренний, затаённый смысл ? то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.
Найти корень слова ? это понять, что обозначает данное слово, понять его происхождение и найти ряд однокоренных слов. Корень ? самая важная и основная часть слова, без которого слова не может существовать.
§ 22 Как образуются формы слова
127. 1. Внимательно прочитайте текст.
2. Ответьте на вопросы.
1) Изменяется ли лексическое значение слова при изменении его формы?
2) Какая морфема принимает участие в образовании форм слова?
3) Выделяется ли окончание в изменяемых частях речи?
4) Что обозначает схема ?
5) Что называется окончанием и основой слова?
Ответ:
1. Многие слова в русском языке изменяются. Имена существительные и прилагательные склоняются, глаголы спрягаются. При склонении и спряжении слова его лексическое значение остаётся прежним, так как неизменной остаётся основа слова ? часть слова без окончания:?. Меняется только окончание, образуя ту или иную форму слова.
Как происходит в русском языке образование форм слова, можно показать в виде схемы.
?
____ + < ?
? ...
Итак, окончание образует разные формы одного и того же слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Формы слова отличаются только окончаниями.
2. 1) При изменении формы слова его лексическое значение не изменяется.
2) В образовании форм слова принимает участие такая морфема, как окончание.
3) В изменяемых частях речи окончание выделяется.
4) Данная схема обозначает, как в русском языке происходит образование форм слова.
5) Окончанием называется морфема, образующая разные формы одного и того же слова и служащая для связи слов в словосочетании и предложении. Основной называется часть слова без окончания.