Ответы к странице учебника по русскому 21

42. 1. Прочитайте темы сочинений. Что их объединяет, чем они различаются? Какая тема широкая, какая ? узкая?
1) Зима. ? Конец зимы. Полдень. ? Зима в нашем парке.
2) Летом. ? Летние каникулы. ? Один день летних каникул. ? Как я однажды ходил за грибами.
3) На стадионе. ? Случай на стадионе. ? Как я "болел" за нашу команду на соревнованиях по теннису.
4) Мой котенок Барсик. ? Как Барсик научился есть из блюдца. ? Забавный котёнок.
   2. Напишите сочинение на одну из тем. Закончив работу, проверьте, нет ли в  тексте сочинения отступлений от выбранной вами темы.

Ответ:

1. 1) Зима (широкая). ? Конец зимы. Полдень (узкая). ? Зима в нашем парке (узкая).
   2) Летом (широкая). ? Летние каникулы (широкая). ? Один день летних каникул (узкая). ? Как я однажды ходил за грибами (узкая).
   3) На стадионе (широкая). ? Случай на стадионе (узкая). ? Как я "болел" за нашу команду на соревнованиях по теннису (узкая).
   4) Мой котенок Барсик (широкая). ? Как Барсик научился есть из блюдца (узкая). ? Забавный котёнок (широкая).

2.                                      Летние каникулы
   Эти летние каникулы были самыми лучшими из всех. А всё потому, что они были очень весёлыми, насыщенными и запоминающимися. Мне повезло, что я не сидел всё лето в городе, как большинство моих одноклассников, и в полной мере смог использовать своё свободное время.
   Я ездил в гости к бабушке в деревню, где успел обзавестись новыми друзьями. Я помогал бабушке по хозяйству, ходил с друзьями на речку и катался на велосипеде. Погостив у бабушки, я впервые поехал в пионерский лагерь. От пребывания там у меня осталась масса положительных впечатлений иэмоций. Каждый день мы играли в игры, занимались спортом, ходили в походы и участвовали во всевозможных конкурсах и соревнованиях.
   Затем мы с родителями отравились на море. Я очень люблю море, поэтому часами плавал на волнах и катался с надувных горок. Также мы посетили известные дворцы, музеи, пещеры и совершили конную прогулку.
Вернувшись домой, я обзвонил всех своих друзей и пригласил к себе в гости. Мы делились тем, как провели каникулы, и оставшиеся дни лета гуляли в парке, катались на роликах и играли в спортивные игры.
   Это были лучшие летние каникулы, которые зарядили меня энергией на весь последующий учебный год.

§ 10 Основная мысль текста

43. 1. Сравните два текста. Какова тема каждого из них? Объясните, как авторы относятся к изображаемому и одинаково ли они оценивают воробья.
   1) Удивительная птица этот воробей, и везде он одинаков ? на севере Норвегии и на Азорских островах: юркий, плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал. Проведёт он всю зиму, нахохлившись, под застрехой или в глубине густой ели, питаясь тем, что найдёт на дороге, а чуть весна ? лезет в чужое гнездо, что поближе к дому, ? в скворечье или ласточкино. А выгонят его, он как ни в чём не бывало... Ерошиться, прыгает, блестит глазёнками и кричит на всю вселенную: "Жив, жив, жив!". Скажите, пожалуйста, какое приятное известие для мира! (А.Куприн)
   2) Попал в песню, да еще вором. Так и народ смотрит на беднягу, как на завзятого вора. Но вор ли действительно воробей ? вот вопрос!
Как хотите, но я с этим не согласен. Воробей ? честный работник; он исправно трудится на своего хозяина; он приносит ему много пользы; и за это?то его гонят везде, бранят вором и не любят! Виноват ли он, что его труды не хотят ценить и что его вынуждают воровать? Да он и не ворует, а берёт только своё. Если не верите, узнайте поближе жизнь воробья. (М.Богданов)
   2. Сформулируйте и запишите основную мысль каждого текста.
  3. Как вы понимаете значение выделенного слова? Проверьте свой ответ по толковому словарику учебника.

Ответ:

1. Тема каждого текста ? воробей. Авторы по?разному оценивают воробья. Автор первого текста относится к воробью отрицательно, считая его плутом, воришкой, драчуном и нахалом. А автор второго текста не согласен с всеобщей точкой зрения, что воробей ? вор, и считает его честным работником, труды которого не хотят ценить.

2. 1) Воробей ? плут, воришка, забияка, драчун и нахал.
     2) Воробей ? честный работник, труды которого не хотят ценить.

3. Застреха. Свисающий край крыши.