Ответы к странице учебника по русскому 117

324. Выразительно прочитайте текст. Какие слова вам не знакомы? Разъясните их значение с помощью толкового словаря.
     1. В своей повседневной речи мы постоянно пользуемся словами, которые употребляются в переносном значении: кружится голова, горячее сердце, встаёт солнце, пришла весна, горящие глаза, тяжёлый характер, тонкий голос.
     2. Но поэты и писатели, создавая свои произведения, ищут свежие, неожиданные средства передачи мыслей и чувств. Они пользуются особой выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др.
Таким образом, перенос наименования одного предмета на другой предмет служит для создания образной и выразительной речи. На основе переносного значения слов создаются тропы:
   метафора
костёр рябины красной;
олицетворение
запела капель;
    эпитет
холодный взгляд.

Ответ:

Метафора ? оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой?либо аналогии, сходства, сравнения.
Олицетворение ? перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.
Эпитет ? определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобретательности.
Троп ? слово или оборот речи в переносном, иносказательном смысле.

325. 1. Прочитайте стихотворение С.А.Есенина. Найдите примеры употребления слов в переносном значении: три метафоры, три олицетворения и три эпитета.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова...
   2. Какое настроение вызывает у вас стихотворение? Найдите в нём "грустные слова", о которых говорит поэт.
   3. Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?
   4. Выпишите из текста слова, строение которых соответствует схемам: ?н[ый], ?ов[ый] (помните, что слова эти стоят в разных формах). Какой частью речи обязательно будут эти слова? Как вы узнали об этом? Каким способом образованы эти слова?
   5. Найдите и запишите три прилагательных, которые состоят из корня и окончания. Какие из этих слов употреблены в переносном значении? Докажите.

Ответ:

1) Метафоры: души сиреневую цветь, костёр рябины красной, рябиновые кисти.
Олицетворения: отговорила роща, журавли не жалеют, дерево роняет.
Эпитеты: золотая; берёзовым, весёлым; грустные.

2) Данное стихотворение вызывает у меня грустное, печальное настроение. "Грустные слова": печально, не жалеют, не жаль, растраченных напрасно, не может согреть, роняет тихо, роняю грустные слова.

3) [ j ? ь ] з ы к о м , ж [ ыэ ] л е ю т , д у ш [ ы ] , р [ иэ ] б и н о в ы е , г р у [ с ] н ы е .

4) Эти слова обязательно будут прилагательными, о чём свидетельствуют данные суффиксы и окончания.
Березов[ый], рябинов[ый], грустн[ый].
Слова образованы суффиксальным способом.

5) Золот[ая], весёл[ым], красн[ой].
Слова золота и весёлым употреблены в переносном значении.
Золотая роща ? прилагательное употреблено в переносном значении, чтобы показать показать рощу с жёлтыми осенними листьями. Весёлым языком ? употреблено в переносном значении, ведь деревья не умеют разговаривать; автор показывает, как шумела роща.