Ответы к странице учебника по русскому 121
333. Учимся читать и понимать лингвистический текст
1. Познакомьтесь с планом и образцом лексического анализа слова. В 5 классе вы будете работать только с 1, 2 и 3?м пунктами плана.
1. Записать слово в начальной форме и определить его лексическое значение (с помощью словаря).
2. Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
Образец
Леса в жемчужном инее.
1. Жемчужный — напоминающий жемчуг своим видом, блеском, оттенком.
2. Слово употреблено в переносном значении (эпитет).
3. Синонимы: белый, серебристый.
2. Выполните лексический анализ выделенных слов.
1) В багровом зареве закат шипуч и пенен, берёзки белые горят в своих венцах. 2) Солнце садится за горы лесистые, рог золотой выплывает луны. (С.Есенин)
Ответ
1. Багровый - красный густого, тёмного оттенка.
2. Слово употреблено в прямом значении.
3. Синонимы: тёмно-красный.
1. Гореть - сверкать, блестеть.
2. Слово употреблено в переносном значении (метафора).
3. Синонимы: сверкать, блестеть. Антоним: тускнеть.
1. Лесистый - заросший лесом.
2. Слово употреблено в прямом значении.
3. Антоним: безлесный.
1. Золотой - цвета золота.
2. Слово употреблено в переносном значении (эпитет).
3. Синонимы: золотистый.