Ответы к странице учебника по русскому 69

180. Перед вами отрывок из сочинения ученика. Развивается ли мысль выражения в начале абзаца, в основной части? Исправьте текст двумя способами:
1) придумав продолжение данного начала;
2) придумав начало, соответствующее содержанию основной части.
Наш сад красивый. Слева от сада тёмный старый колодец. За ним плещется и журчит весёлая речка. На крутом её берегу поставили памятник героям Великой Отечественной войны. А за речкой простираются поля золотой пшеницы. С одной стороны поля посажен совсем молодой лесок.

Ответ:

Мысль, выраженная в начале абзаца, не развивается в основной части.
1) Наш сад красивый. В нём растёт множество фруктовых деревьев, на которых красуются красные вишни, жёлтые груши, фиолетовые сливы и разноцветные яблоки. В клумбах в саду посажены красивые цветы: тюльпаны, пионы, хризантемы и герберы, возле дорожек раскинулись пышные кусты роз, крыжовника и красной смородины.
2) Наш сад находится в прекрасной месте. Слева от сада тёмный старый колодец. За ним плещется и журчит весёлая речка. На крутом её берегу поставили памятник героям Великой Отечественной войны. А за речкой простираются поля золотой пшеницы. С одной стороны поля посажен совсем молодой лесок.

181. 1. Сравните тексты:
а) с точки зрения темы и основной мысли;
б) с точки зрения строения абзаца.
   1) У нас свиристель ? одна из самых красивых птиц. Величиной она со скворца ил дрозда, на голове широкий бурый хохол, зачёсанный назад, на крыльях ярко?красные пятна и жёлтая оторочка на хвосте. Ничего не скажешь, очень нарядна эта птица. Недаром её в народе называют "красава". (Н.Акулов)
  2) Свиристели прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Окраска у них палево?розовая, иногда с рыжеватым оттенком. Крылья чёрные с яркими жёлтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица! (Б.Павлов)
   2. Одинаковы ли основная мысль этих фрагментов текста? В каких частях абзаца заключена основная мысль? В каком абзаце основная мысль выражается и в начале и в конце? Что даёт такое повторение?
   3. Во всех ли фрагментах основная мысль не только высказана, но и проведена?
   4.  Объясните лексическое значение выделенных слов. Используйте для этого ресурсы Интернета.

Ответ:

1. а) С точки зрения темы, тексты отличаются: в первом тексте речь идёт о красоте свиристелей, а во втором ? о том, что они прилетают зимовать. Основные мысли текстов совпадают: в конце каждого текста авторы приходят к мысли, что свиристель ? нарядная птица.
б) С точки зрения строения абзацев, тексты одинаковы. В обоих текста присутствуют все три части: зачин, развитие мысли и концовка.

2. Основная мысль этих фрагментов текста одинакова. Во втором тексте основная мысль заключена в конце (концовка), а в первом ? в начале и конце (зачин и концовка). В начале первого текста автор высказывается о том, что свиристель ? одна из самых красивых птиц, далее идёт описание птицы, и в конце автор подводит итог, что свиристель недаром называют "красава".

3. В первом тексте основная мысль высказана и проведена во всех частях фрагмента. Во втором тексте основная мысль не выражена в зачине.

4. Бурый. Серовато-коричневый.
Хохол. Торчащий клок волос или перьев (на голове).
Оторочка. Узкая полоска ткани или меха, нашитая по краю одежды или обуви.
Палево-розовый.  Бледно-жёлтый с розоватым оттенком.
Оттенок. Разновидность одного и того же цвета.