Ответы к странице учебника по русскому 17
28. Из орфографического словаря учебника выпишите по три?четыре слова, в которых:
а) букв больше, чем звуков; б) звуков больше, чем букв. В каждом случае объясните причину несовпадения количества звуков и букв.
Ответ:
а) бинокль (буква ь не даёт звук);
жужжать (буквосочетание жж даёт один звук [ж], буква ь не даёт звук);
рассказ (буквосочетание сс даёт один звук [с]);
обвинять (буква ь не даёт звук).
б) будущее, желание, воображение, поколение (во всех словах последняя буква е даёт два звука [j'э]).
29. Вслушайтесь в речь окружающих вас людей. Запишите слова, которые вы произносите не так, как другие. А как правильно?
Ответ:
Я произношу Произносят другие Следует говорить
краси?вее красиве?е краси?вее
ску?[шн]о ску?[ч’н]о ску?[шн]о
звони?т зво?нит звони?т
два брелока два брелка два брелока
одна тапочка один тапок одна тапочка
30. Спишите, располагая слова по алфавиту. С помощью значка транскрипции покажите, какой звук обозначает подчёркнутая в слове буква. Произнесите слова вслух.
Образец записи: ошибка ? [а]ши[п]ка.
Тетрадь, сторож, морковь, везти, любовь, лесник, сделать.
Ответ:
везти ? ве[с]ти;
лесник ? л[и]сник;
любовь ? любо[ф'];
морковь ? м[а]рко[ф'];
тетрадь ? тетра[т'];
сделать ? [з']делать;
сторож ? сторо[ш].
31. С помощью транскрипции покажите, какими звуками различаются слова каждой пары. Каким способом эти различия отражаются на письме?
Образец записи: мо[л] ? мо[л'].
Цел ? цель, угол ? уголь, мал ? мял, вёл ? вол, люк ? лук.
Ответ:
Це[л] ? це[л'], уго[л] ? уго[л'], [м]ал ? [м']ял, [в']ёл ? [в]ол, [л']юк ? [л]ук.
32. Из орфографического словаря учебника выпишите по два слова в каждую группу:
1) слова, в которых есть безударный гласный; 2) слова, в которых есть твердый и мягкий согласный; 3) слова, в которых все согласные звонкие.
Ответ:
1) лиловый [ л?ило?выj ];
артист [ арт?и?ст ].
2) диалог [ д?иало?к ];
ветеран [ в?ит?ира?н ].
3) миллион [ м?ил?лио?н ];
эгоизм [ эгаи?зм ].