Ответы к странице учебника по русскому 8

6. Учимся говорить на лингвистическую тему
В начальных классах вы уже знакомились с такими единицами языка, как звук, слово, словосочетание и т.д. В каких разделах науки о языке изучаются эти и другие его единицы? Кратко расскажите об этом.

Звуки изучает фонетика, слова изучает морфология,   словосочетания и предложения - раздел науки синтаксис.

§ 2 Что мы знаем о русском языке

7. Учимся читать и понимать лингвистический текст
   1. Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Спишите текст. К выделенным словам подберите проверочные, чтобы объяснить правописание корней.
   На земном шаре насчитывается более двух тысяч языков. Все они отличаются друг от друга. Есть, например, такие, в которых всего два гласных звука и восемьдесят согласных. Встречаются языки, в которых насчитывается пятьдесят два падежа, а бывают такие, в которых нет ни одного. Разные языки. И всё-таки у  каждого из них есть языки-родственники.
   Ближайшими родственниками русского являются украи?нский язык и белорусский язык.
   2. Расскажите о том, зачем людям нужен язык, какова его роль в жизни общества. Затем запишите свой рассказ.

Ответ:

1) В мире очень много языков, однако каждый из них имеет языков?родственников, в которых отражается тесная связь народов.

Отличаются ? отличие, отличающийся, различный, различимый.
Встречаются ? встреча, встретившийся, встречный, навстречу.
Ближайшими ? ближний, приблизиться, близко, близ.

2) Язык нужен людям для общения. С помощью языка люди могут понимать друг друга, передавать информацию и опыт. Язык помогает людям действовать группой, чтобы добиваться больших целей.

8. 1. Прочитайте тексты о русском языке. Один из них спишите, другой выучите наизусть (на выбор).
1) Тот, кто жизнью живёт настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык. (Н.Заболоцкий)
2) С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К.Паустовский)
2. Прочитайте высказывание, которое выучили наизусть. Устно объясните, как вы понимаете его смысл.
3. Назовите звуки, из которых состоят выделенные слова. Чтобы не ошибиться, произносите слова медленно вслух.

Ответ:

1.  Тот, кто жизнью живёт настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык. (Н.Заболоцкий)

2. 2) С помощью нашего чудесного языка можно выразить абсолютно любую мысль, передать совершенно любой звук и образ и описать любое явление и действие.

3) такого [такова];
   жизни [жызн'и].