Страница 59. Слово и его значение

— Как вам известно, в глубокой древности люди общались без слов. Расскажите, с помощью чего общались наши далёкие предки.

90. Попробуйте описать маленького щенка без помощи слов, назвать цвет его шерсти, рассказать о характере, вашем к нему отношении. Получится ли у вас это? (нет)
А теперь попробуйте сделать то же самое, используя слова. Почувствовали разницу?
Рассмотрите рисунок и составьте по нему описание щенка. Текст запишите. Назовите, слова какой части речи вы использовали.
Начните так: Коле купили щенка колли.

Коле купили щенка колли. У щенка коричневая шёрстка на спинке, рыжие бока и белая грудка. У него маленькие ушки, короткие лапки и длинный хвост. Щенок очень весёлый, игривый и умный. 

Слова для выбора: 1) рыжая, коричневая, светлая; 2) весёлый, игривый, умный; 3) маленький, длинный, короткие.

Страница учебника 60

91. Рассмотрите рисунки. На них изображены жесты индейцев древнего племени майя. Слово слушай они изображали с помощью двух жестов. Правая рука, указывавшая на ухо, означала внимание. Левая рука с вытянутым пальцем означала ты.

— И сегодня люди в общении часто используют жесты, выражают что-то определёнными движениями рук, глаз, головы.

92. Рассмотрите рисунок.

Знаете ли вы значение этих жестов? Соотнесите жесты с данными выражениями: Там! Молчи! Тсс! Иди сюда!
Обсудите, как культурный человек использует жесты в общении. Все ли жесты можно считать уместными? (нет) Что означает выражение «показывать пальцем» ?

Культурный человек использует жесты только если необходимо соблюдать тишину. Показывать пальцем — некультурный жест. Лучше вместо этого мотнуть головой или указать направление всей рукой. "Показывать пальцем" - значит открыто  указывать на кго-то, порицать его при всех, высмеивать.

Страница учебника 61

93. Существует множество видов приветствия друг друга у разных народов. Пожимая друг другу руку, мы не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья: «Здравствуй!»

Современные люди приветствуют друг друга так:

Русские              Здравствуй! Привет! Салют!
Греки                Будь здоров!
Американцы       Эй! Как дела?
Арабы                Мир вам!

 Выпишите слова приветствия разных народов. (Выписываем только слова приветствия) 

— Жесты не только сохранились в нашем общении. Мы часто словами описываем жесты. Наш язык до сих пор хранит такие обороты речи. Это устойчивые выражения (фразеологизмы).

94. Сравните прямое и переносное значения словосочетаний, которые отражены на рисунках. Объясните, что обозначают устойчивые выражения.

выше голову! Означает, что не нужно отчаиваться.
надуть губы - обидеться.

Страница учебника 62

95. Спишите устойчивые выражения, а рядом напишите значение каждого из них.

Не вешать нос, задирать нос, выше голову, губы надуть, рвать на себе волосы. Не унывать, зазнаваться, обижаться, ругать себя, быть в отчаянии, быть уверенным в себе.

Образец. Не вешать нос — не унывать.

Не вешать нос — не унывать. Задирать нос - зазнаваться. Выше голову - быть уверенным в себе. Губы надуть - обижаться. Рвать на себе волосы - ругать себя, быть в отчаянии. 

96. Прочитайте строки из стихотворения П. Матвеевой «Путаница». Отчего возникла неразбериха? В печке выпечен бутон, А в петлицу вдет батон, По траве ползет бидон, Молоко течет в бетон, А на стройке есть питон

Спишите предложения, устранив путаницу в словах.

В печке выпечен батон,
А в петлицу вдет бутон,
По траве ползет питон,
Молоко течет в бидон,
А на стройке есть бетон.

 Страница учебника 63

97. Прочитайте текст. Прислушайтесь к звучанию слов.

   В русскомсущ. языке немало слов, которые своим звучанием напоминают обозначаемые ими действиясущ. или предметысущ.: шуршатьгл., шипетьгл., жужжать, чирикать, ворковать, барабансущ., мяуканьесущ., грохот. Такие слова помогают ярко, выразительно передать мысльсущ..
   Подумайте, что передаютгл. звукисущ. в таких скороговорках и предложениях: «От топота копыт пыль по полю летит»; «Я стою и слушаю, не дыша, шорохи шуршащего камыша»; «Жужжит жужелица, жужжит, кружится».

Определите, к какой части речи относится каждое выделенное слово.
Найдите в тексте и выпишите две скороговорки, подчеркните буквы повторяющихся звуков. Научитесь произносить эти скороговорки чётко и быстро.

От топота копыт пыль по полю летит. Я стою и слушаю, не дыша, шорохи шуршащего камыша. Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

98. Прочитайте стихи А. Усачёва.

Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.

Использует ли поэт звуковые повторы? (да) Что они помогают изобразить? (шорохи, шуршание) Выпишите «шуршащие» слова. Попробуйте сами вспомнить такие слова, составить и записать с ними предложения.

Шуршат, шуршит, камыш, мышь, спешит.

Ночью на улице тишь. Широкие штаны шуршат. Мышата слышат каждый шорох.

 Страница учебника 64

99. Прислушайтесь, как звучат слова в стихотворении С. Маршака. Какие сочетания звуков передают стук дождевых капель и грохот грома? Спишите стихи, подчеркните слова со звуковыми повторами.

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова всё молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зелёным листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По вёдрам и по лейкам
Весёлый дождь стучит.

Найдите слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, подберите к ним проверочные слова и выпишите их парами.

Молчи́т - мо́лча, ве́село - весёлый, зелёным - зе́лень, цветника́м - цве́тик, весёлый - ве́село.

— Я заметила, что в этом стихотворении повторяется звук [р], который помогает передать раскаты грома. Повтор предлога по помогает услышать, как стучат капли дождя.

Страница учебника 65

100. Рассмотрите рисунок. Попробуйте устно сформулировать ответ на вопрос, почему запись одних и тех же букв приводит одного мальчика в ужас, а другого оставляет равнодушным. (Потому что при перестановке букв меняется смысл слова. ОРПАЖ не имеет смысла, а ПОЖАР - это бедствие, поэтому оно привело в ужас мальчика)

— Мы говорим, с лёгкостью произносим звуки в словах, которые стоят в определённом порядке.
Изменишь порядок звуков, пропустишь или заменишь один из них, и слово исчезнет или получится другое слово, имеющее иной смысл.

Сравните: атлас — салат,
кот — ток,
точка — дочка,
мышка — мишка,
леса — лиса,
апельсин — спаниель.

Страница учебника 66

101. Прочитайте строки из стихотворения С. Маршака.

Пожар

На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг

На север,
На юг,
На запад,
На восток,—
Не виден ли дымок

Теперь не надо каланчи—
Звони по телефону
И о пожаре сообщи
Ближайшему району.

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер ноль-один!

Расскажите, что вы знаете о современных пожарных. Составьте и запишите два-три предложения на эту тему. Выпишите выделенные слова и подчеркните в них орфограммы.

Пожарные спасают от огня дома и леса. По сигналу тревоги они выезжают на пожар. Пожарным машинам все уступают полосу на дороге.

Площади, сутки, будки, восто́к, звони́, по телефо́ну.

Страница учебника 67.

102. Расскажите, как «устроено» слово. Что общего можно найти в «устройстве» слова и «не простого» орешка из известной вам сказки? (Внешняя сторона слова — это его звуко-буквенная форма, а внутренняя — значение, смысл слова.) Запишите строки по памяти.

Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд...
Слуги белку стерегут.
А. Пушкин

103. Игра «Сорок слов из «простокваши». Писатель А. Смирнов смог составить сорок слов из букв слова простокваша. Каждое слово имеет значение. А сколько слов можете составить вы? Запишите.

Простокваша — рост, кот, квас, ... .

Простокваша - рост, кот, квас, каша, росток, кора, воск, ворс, пар, шар, кров, крот, сок, сток, рот, тропа, пора, вор, сор, ковш, шок, шов, copт, торт, поток, восток, остов, остров, пороша, рок, ток, тара, рак, карта, аорта, сова, парк, порка, пот, топор, ропот, осока, вопрос, ворот, шапка, вата, трава, скот, тост, автор, пост, капот, капор, карп, порт, трос, кросс, арка, порок, тоска. (60 слов, выбирайте любые)

Страница учебника 68

104. Рассмотрите на рисунке «Словарь языка Пушкина». Поэт знал столько слов русского языка, что для их записи потребовалось целых четыре тома. Велик ли ваш запас слов,
ваш личный словарь? Ведь чем богаче словарь человека, тем шире у него возможность выбирать самые точные слова для выражения своих мыслей.
Прочитайте строки из стихотворения А. Пушкина. Все ли слова вам понятны?

На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод.
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.

105. Рассмотрите рисунки. Назовите изображённые на них предметы. Все ли слова вы смогли подобрать? Если не знаете названий каких-то предметов, то спросите у взрослых.

Компьютер, телефон, доска для серфинга, роликовые коньки.

Страница учебника 69

106. В библиотеках, да и во многих домах хранится замечательная книга Библия. Вы знаете, сколько ей лет? Несколько тысячелетий! Её читали, перечитывали, учили наизусть ваши прапрапрапрапрабабушки и прапрапрапрапрздедушки.

Почему народы Земли хранят её так долго? Значит, в ней есть мудрые мысли, которые нужны всем.
Прочитайте текст из Библии и обсудите с родителями, какое важное задание должен был выполнить Адам — первый человек на Земле.

Спишите текст. Найдите имена существительные и обозначьте их.

   Господьсущ. Богсущ. привёл к человекусущ. всех животныхсущ. полевых и всех птицсущ. небесных, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречёт человексущ. всякую душусущ. живую, так и было имясущ. ей.
   И нарёк человексущ. именасущ. всем зверямсущ. полевым.

Страница учебника 70

107. Рассмотрите модель слова. Напишите, как определяют значение слова подснежник люди, живущие в разных странах.

Русские: цветок из-под снега
Англичане: капля, упавшая на снег
Французы: проткни снег
Немцы: снежный колокольчик

108. Объясните названия грибов и растения.  Подорожник, мухомор, подберёзовик, сыроежка, подосиновик.

Подорожник: растёт вдоль дороги. Мухомор - морит мух. Подберёзовик: растёт под берёзами. Сыроежка: можно есть сырой. подосиновик: растёт под осинами.

109. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Это текст-описание или текст-рассуждение? Чем различаются тексты этих видов?

Белый гриб

   Почему белый гриб называется белым? Шляпка у гриба коричневая, и ножка не совсем белая. Я спросил об этом бабушку. Бабушка объяснила: «Белые грибы всегда остаются
белыми. Они не темнеют в супе, на сковородке и в сушёном виде. А вот посмотри, что стало с подберёзовиками».
   В коробке лежали чёрные грибы.

Страница учебника 72

110. Напишите свой небольшой текст-рассуждение о названиях грибов подберёзовик или подосиновик.

Подберёзовик?

В конце лета или осенью в березовой роще вырастает много грибов. У них коричневые шляпки и длинные ножки. Каждый из них прячется под берёзкой. Ножка гриба и сама похожа на березку. Она белая, с черной рябью. Потому и называют этот гриб подберезовиком.

111. Прочитайте текст. Объясните возникновение названия гриба.

Дождевик

После дождя́ (дождь) у нашей калитки вырос гриб (грибы). Он был похож на большо́й (бо́льше) белый шарик. У него нет ни ножки (ноженьки), ни шляпки (шляпа). Вот такое выросло чудо! Гриб-дождевик!

Опишите своими словами гриб, используя предложения из текста. (Дождевики вырастают после дождя. У них нет шляпок и ножек. Эти грибы похожи на белый шарик) 
Объясните, какие орфограммы есть в выделенных словах. Спишите текст, после выделенных слов в скобках запишите проверочные слова.

112. Прочитайте текст.

Откуда пришло слово?

   Почему Енисей называется Енисеем, а Байкал— Байкалом? Оказывается, на языке народов, издавна живших там, слово Байкал означало «озеро, богатое рыбой», а слово Енисей — «большая вода».

Знаете ли вы, что означают географические названия ваших родных мест? Известно ли вам, откуда пришли названия городов: Ярославль, Торжок, Владимир? Почему эти города так названы?

Ярославль назван так в честь Ярослава Мудрого. Торжок - потому что на этом месте устраивали торговлю купцы. Владимир - в честь князя Владимира.

Страница учебника 73

113. На примере данных моделей убедите своих собеседников, что это пары слов-синонимов.

лиса Патрикеевна
заяц косой

Эти слова совпадают по смыслу.

Страница учебника 74

114. Прочитайте и спишите стихи А. Майкова.

Спи, дитя моё, усни!
Сладкий (сладок) сон к себе мани:

В няньки я тебе взяла́ (взять)
Ветер, солнце (солнышко) и орла.

Подберите синонимы к слову дитя. Объясните орфограммы в выделенных словах.

Дитя - ребенок, малыш, чадо.

115. Разделите слова на группы, объединив в каждую из групп слова-синонимы. Воспользуйтесь словарикам синонимов в конце учебника.

Кот, киска, мурлыка. Кот залез на высокое дерево.

Жеребец, кобыла, лошадь, конь. Конь бьет копытом.

Собака, пёс. Старый пёс сидит на цепи.

Запишите слова по группам. С одним словом из каждой группы составьте предложение.

116. Найдите в предложениях слова-синонимы. Выпишите их. Каким словарём вы воспользуетесь? (словарём синонимов)

1. Всех поражал необыкновенный ум ребёнка.
2. Лицом пригож, да разумом не гож.
3. Смелый человек не теряет рассудка и в самой страшной ситуации.

Ум разум, рассудок.

117. Составьте текст-повествование по рисунку.

Пришла зима. Поля и леса укрылись снежным ковром. Голодно зимой животным. Лиса вышла поохотиться. Она ищет зайчишку, а зайчик притаился за ёлками. У лисы чуткие ушки, услышит она зайца. У зайца быстрые ноги, он убежит от лисы и спрячется снова. Останется лисонька голодной.

Страница учебника 75

118. Подберите как можно больше синонимов к данным словам. Составьте с ними предложения.
Отец, друг, воин, волшебник.

Отец, папа, батюшка, кормилец, родитель.
Друг, товарищ, ближний, приятель.
Воин, боец, военный, солдат.
Волшебник, колдун, кудесник, маг, чародей.

Мой отец - пожарный.
Мой друг занимается в секции самбо.
Один в поле не воин.
Волшебник заколдовал злых магов.

119. Выпишите из текста слова и выражения, близкие по значению. Что они обозначают?

Серёжа поспешил и сдал сочинение учительнице самым первым.
Проверила учительница сочинение и огорчилась:
— Ты, Серёжа, поторопился, сделал работу на скорую руку. Из-за спешки вышло кое-как, тяп-ляп. А ведь ты умеешь писать хорошие сочинения.

На скорую руку, кое-как, тяп-ляп — небрежно.

120. Подберите синонимы к фразеологизмам. Составьте с ними два предложения.

Обвести вокруг пальца - обмануть; засучив рукава - усердно, старательно; водой не разольёшь - очень дружны, неразлучны; попасть впросак - оказаться в неловком положении.

Мурзик обвел сердитого пса вокруг пальца. Вася попал впросак на уроке, потому что забыл свою тетрадь.

Страница учебника 76

121. Рассмотрите модели слов-антонимов. Докажите, что в словах-антонимах не совпадают ни значение, ни написание, а смысл слов противоположен.

Лежебока          Труженик

 

122. Спишите пословицы, выделите антонимы.

Наберешься - потеряешь, трус - смелый, умирает - живёт, ученье - неученье, свет - тьма, горькая - сладка, правда - ложь.

Страница учебника 77

123. Аня не понимает значения слова лежебока. Объясните ей значение этого слова, используя разные способы объяснения.

1. Подбор антонимов. Лежебока — труженик.

2. Подбор синонимов. Лежебока — лентяй, бездельник, лодырь, ленивец.

3. Толкование слова лежебока. Лежебока — это человек, который любит долго спать, отдыхать, бездельничать.

Какой способ объяснения значения слова вам больше нравится? Спишите его.
Выберите любую пару слов-антонимов в словарике антонимов в конце учебника, объясните их значение. Составьте и запишите предложение с этими словами.

Горячий (высокая температура) - холодный (с низкой температурой).  На улице идет холодный дождь, а мы пьем дома горячий чай с вареньем.

124. Подберите антонимы к существительным, прилагательным и глаголам. Составьте и запишите четыре предложения с любыми из данных слов.

Север — юг, верх — низ, толстый — тонкий, смеяться— плакать.
Мир — вражда, горький — сладкий, приходить — уходить. 
Начало — конец, сложный — простой, длинный — короткий.
Дать — взять, прибавить — отнять, поднимать — опускать. 
Корень учения горек, зато плод его сладок. 
Где работа, там густо, а в ленивом доме пусто.

Толстый клоун заставил смеяться всех зрителей. На уроке я решал сложный пример. Красная Шапочка выбрала длинный путь к дому бабушки, а волк побежал по короткому. Подъемный кран поднимает и опускает бетонные плиты.

Страница учебника 78

125. Рассмотрите модели пар слов-омонимов. Докажите, что слова в этих парах не совпадают по значению, хотя и звучат одинаково.

Дождевик Дождевик Ноготки Ноготки

126. Определите значение каждого из слов-омонимов в текстах.

Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играем в шашки.
Я. Козловский

Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
За речною косой
Травы косит косой.
М. Митрейкин

Выпишите слова-омонимы.

Шашки - оружие, шашки - игра. Косой - заяц, коса - инструмент, коса - прическа, коса - выступающий берег.

Страница учебника 79

127. Рассмотрите изображения. Найдите общее в значениях каждого многозначного слова.

1. Раздался гром, сверкнула молния, полил дождь.
2. Стало жарко. Андрей расстегнул молнию на куртке.
3. Маленький колокольчик звенел в руках малыша весело и звонко.
4. Сергей с любопытством рассматривал тёмно-голубой колокольчик, который вырос у дороги.

Спишите предложения, многозначные слова подчеркните.

— Почему говорят, что значения одного многозначного слова связаны между собой?
— У многозначного слова все значения хоть и разные, но всегда связаны по смыслу.

Страница учебника 80

128. Рассмотрите рисунки. Спишите словосочетания. Составьте с ними два-три предложения.

хвост поезда       хвост самолёта            хвост из волос         хвост обезьяны       хвост очереди

Объясните, как связаны между собой значения многозначного слова.

Хвост обезьяны помогает ей лазать по деревьям. Мы прошли в хвост поезда и нашли свой вагон.

129. Определите, в каком значении употреблены выделенные слова.

1. Ребята нашли старинный клад. 2. Берегите наш язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. Тургенев.) 3. Хозяйка острым ножом режет овощи. 4. Мясо подали с острым соусом.

Материал для справок: Клад — 1. Спрятанные ценности. 2. Нечто, отличающееся достоинствами. Острый — 1. Хорошо заточенный. 2. Сильно действующий на вкус.

Страница учебника 81

130. Игра «Четвёртый лишний» . Какое слово в каждой группе лишнее? Объясните почему. Подберите слово с общим названием для каждой группы слов.

1. Апельсин, яблоко, груша, смородина  - фрукты.
2. Сосна, ель, лиственница, сирень - хвойные деревья.
3. Холодильник, утюг, телевизор, вагон - электроприборы.
4. Самолёт, автомобиль, театр, поезд - транспорт.
5. Книга, фильм, газета, журнал - бумажные изделия.
6. Рубашка, куртка, ботинки, коньки - одежда.

131. Прочитайте толкование слов с обобщающим значением. Спишите их. Устно обсудите толкование слов кустарник и электроприборы.

Фрукты, хвойные деревья, электроприборы, транспорт, бумажные изделия, одежда. 

Страница учебника 82

132. Напишите небольшое сочинение на тему «В магазине» (книжном, хозяйственном, спортивном, электроприборов и др.). Можете использовать вопросы: какова цель вашего прихода в магазин? Чем вам интересен этот магазин? Имеет ли он какое-то имя собственное? Что вы купили и почему? Каково ваше отношение к покупке?

Я люблю ходить в магазин "Детский мир". Там много разных игрушек. Мне нравится рассматривать их и фантазировать, как я с ними играю. К сожалению, все игрушки в мире купить нельзя, приходится выбирать одну. Этот выбор очень сложный. На полках стоят красивые машинки, конструкторы, игрушечные солдатики и много других игрушек. Я выбрал из них пластмассовых солдатиков. Дома я буду играть с ними в войну. Солдатики будут защищать свой город от врагов. Я очень доволен покупкой.

133. Прочитайте начало рассказа В. Медведева
«Плюс восьмое марта». Выскажите своё отношение к поведению Лёни Цветкова.

   Новенького звали Лёня, фамилия у него была Цветков. Он появился в третьем «Б» в самом начале декабря.
   Все мальчишки в классе считали, что этот самый Цветков ведёт себя по отношению к девчонкам недостойным для мужчины образом. Они за глаза называли Цветкова девчачьим угодником. Цветков всем девчонкам говорил «вы». Никого из них не называл Веркой, Катькой или Лизкой, а если обращался, то говорил: Вера, Катя, Лиза... В дверях он сначала пропускал девочку, затем уже проходил сам. В раздевалке обязательно подавал ей пальто.

Запишите ответы на вопросы: кто появился в классе в начале декабря? Как Лёня называл девочек?

Лёня появился в третьем «Б» в самом начале декабря. Лёня всем девчонкам говорил «вы». Никого из них не называл Веркой, Катькой или Лизкой, а если обращался, то говорил: Вера, Катя, Лиза...

Запишите группы слов и сравните их. Есть ли разница в словах, обозначающих детей? Как называются такие слова? (местоимения)

Мальчик — Лёня, он. Девочки - Вера, Катя, Лиза, они.

Какие типы орфограмм есть в этом тексте? (Безударные гласные, парные согласные, мягкий знак показатель мягкости и разделительный, првописание имён собственных, правописание ча-ща, чк-чн) 

Страница учебника 83

134. Прочитайте текст.
Вместо выделенных слов напишите слова — заместители имён собственных и нарицательных. 

Таня и Катя

  В автобусе ехали одноклассницы Таня и Катя. Они спокойно сидели на детских местах.
На остановке с передней площадки вошла старушка. Она подошла к девочкам. Таня сказала ей, что эти места для детей, и не встала.
  Кате стало стыдно за подругу. Она встала и уступила место старушке.

Какой текст вам больше понравился? Почему?