Страница 94. ГДЗ гдз-решалка по теме Состав слова
157. Устно
Страница 95. Ответы по теме Корень
158. Прочитайте скороговорку сначала медленно, а потом быстро.
Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать.
Найдите слова, в которых есть общая часть. Как она называется? (корень) Выпишите родственные слова, обозначьте в них корень. Есть ли что-то общее в значении найденных вами однокоренных слов?
Колпак), не по-(колпак)овски, пере(колпак)овать, перевы(колпак)овать. Выделяем корень КОЛПАК.
159. Выпишите по группам родственные слова, выделите корень, буквы безударных гласных подчеркните.
Чудо, диво, удивить, зелень, чудный, дивный, чудить, зеленеть, зелёный, тигр, зимний, гн..здо, Страница учебника.ла, т..гриный, гн..здиться, стрелы, т..грица, з..мующий, гнёзда, Страница учебника.лять, з..мовать.
Чудо, чудный, чудить.
Диво, удивить, дивный.
Зелень, зеленеть, зелёный.
Зимний, зимующий, зимовать.
Тигр, тигриный, тигрица
Гнездо, гнездиться, гнёзда,
Стрела, стрелы, стрелять,
160. Прочитайте текст.
Однажды где-то в заснеженных северных краях Ветер сильно продрог. Он сел на большого снеговика во дворе дома и решил, что зима ему уже надоела. Ветер полетел на юг и пригнал тучу, чтобы тёплый ливень смыл с земли снежное покрывало. Но Мороз-морозило дохнул на тучу холодом. Капельки воды в туче замёрзли и превратились в снежинки. Очень удивился Ветер, когда из тучи вместо дождя повалил густой снег.
Перескажите текст по плану из вопросов.
1. Почему Ветру надоела зима?
2. Для чего Ветер пригнал с юга тучу?
3. Почему дождинки в туче превратились в снежинки?
Выпишите из текста однокоренные слова к слову снег, выделите в них корень.
Снег), за(снеж)енных, снег)овика, снеж)ное, снеж)инки.
161. Выделите корень в каждой из четырёх групп однокоренных слов, чередующиеся согласные подчеркните.
Друг) — друж)ок — друж)ить (г — ж).
Тих)ий — тих)о — тиш)ина (х — ш).
Медвед)ь — медвеж)ий — медвеж)онок (д — ж).
Дыш)ать — дых)ание — дыш)ит (ш — х).
162. Спишите группы слов, убрав по одному лишнему слову. Выделите корень.
Вода — водитель — водяной — водичка.
Соль — солить — солёный — солома.
Сторож — сторожить — сторожевой — сторона.
Вод)а — вод)яной — вод)ичка. Корень ВОД
Соль) — сол)ить — сол)ёный. Корень СОЛ
Сторож) — сторож)ить — сторож)евой. Корень СТОРОЖ
163. Прочитайте сказку. Назовите имя героя сказки. (Уч)
Жил-был один корень. Звали его Уч. Очень любил этот корень всех учить, поучать. Любил корень Уч и тех, кто учится, и тех, кто учит. И книжки учебные тоже любил.
Однажды к нему в гости вместе с родственниками прокрались и неродственные, «чужие» слова. Пришли слова учёба, учебник, обруч, каблучок, учитель, обучение, лучик, ученик, учреждение, училище, учитывать.
Какие слова оказались лишними? Выпишите из выделенных слов только однокоренные слова. Обозначьте корень. Какое общее значение имеют все выписанные вами слова?
Уч)ёба, уч)ебник, уч)итель, об(уч)ение, уч)еник, уч)илище.
Выделяем корень УЧ.
164. Прочитайте начало сказки Дж. Родари. Выпишите имена членов луковой семьи, выделите корень.
Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлоча, Чиполлуча и так далее — самые подходящие имена для честной луковой семьи.
Выделяем корень ЧИПОЛЛ.
Имена честной луковой семьи: Чиполлино, Чиполлоне, Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлоча, Чиполлуча.
Попробуйте назвать героев по-русски, образовав имена с корнем лук.
Продолжите:
Лук, Лучок, Луковица, Луковичка, Луковка.
165. Вставьте пропущенные буквы, подобрав однокоренные проверочные слова. Предложения спишите.
Лучи солнца освещали (свет) луг, речку и берёзовую рощу. На деревьях (дерево), траве (травушка) и кустах засверкала (посверкивая) роса (росы). Проснулся ветерок (ветер) и стал ласково шелестеть (шелест) в листве (листья) берёз и клёнов.
166. Прочитайте стихи В. Берестова. Какое слово обыгрывает поэт? Как называют мальчишек, которые дерутся?
Петушки
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
Выпишите из стихотворения однокоренные слова, обозначьте корень.
Петушки, распетушились, петушиться. Выделяем дугой корень ПЕТУШ
167. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите последнее предложение. Выпишите из текста все однокоренные слова, поставьте ударение, выделите корень.
Заголовок: Родина.
Душу переполняет любовь и нежность к своей родной земле, к Родине.
Ро́дина, родили́сь, роди́тели, родно́м, родни́к, родны́е, родно́й, Ро́дине.
Выделяем в словах корень РОД.
Есть 1 замечание. В «Морфемно-орфографическом словаре русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1996) в слове родник корнем считается все слово родник. Слова род, родить, Родина, родник связаны лишь этимологически. Существительное родник исторически образовалось от родный 'рождающий'. Родник мыслился как источник, рождающий реку. То есть это не однокоренные слова, а родственные. Видимо, авторы учебника этим словарем не пользовались и у них предполагается, что родник входит в цепочку однокоренных слов. Большинство учителей так же выделяют в слове родник корень род и считают за ошибку выделение корня родник. На самом деле это не правильно. В слове родник в современном понимании корень родник, но если выделить корень род, это опять же не ошибка, потому что единого мнения у русоведов на этот счет нет и некоторые старые словари корнем считают род. Попытайтесь объяснить этот нюанс своему ребенку. Хорошо бы и учителю кто объяснил, ну да ладно.
168. Прочитайте рифмованные строки и запишите их по памяти. (Записываем) Слова первой строки разберите по образцу.
Страна́ - стра́ны, земля́ - зе́мли, стрела́ - стре́лы, волна́ - во́лны.
169. Запишите по памяти строки из стихотворения А.Пушкина. (Записываем)
Определите, все ли безударные гласные в выделенных словах можно проверить ударением. (Нет)
Встаёт - встать, рабо́т - не проверить, своей - свой, волчихою - волк, голо́дной - го́лод, доро́гу - не проверить.
170. Подумайте, правильно ли записаны выделенные слова. Подберите к выделенным словам однокоренные проверочные слова. Исправьте ошибки.
1. Все спустились с горы, а Митя всё слизал.
2. Андрей полоскал свою собаку.
3. Кот Барсик слезал всю сметану в чашке.
4. Татьяна поласкала бельё в реке.
5. Учитель примирил поссорившихся одноклассников.
6. Сестра долго примиряла новое платье.
171. Прочитайте. Какие буквы согласных звуков пропущены в корне слова? Как их проверить? Запишите словосочетания.
172. Хотели бы вы поехать на море во время каникул? Рассмотрите рисунок. Прочитайте словосочетания. Определите, какие буквы пропущены в корнях слов. Составьте рассказ по рисунку, используя данные словосочетания.
Песчаный пляж (пляжа) был полон детворы. Ребята купались в реке. Ваня замёрз (замерзать) от долгого купания и вышел на берег. У берега стояла лодка (лодочка). Ваня с папой будут кататься на этой лодочке вечером.
Выделяем корни: -пляж-, -мерз-, -лод-.
173. Прочитайте предложения.
Какое правило надо знать, чтобы вставить пропущенные буквы? (Написание непроизносимых согласных) Во всех ли словах на месте пропуска надо вставлять букву? (нет)
1. Росинка дрожала на тонком листке; речонка дышала, шурша в тростнике (тростинка). (К.Бальмонт.) 2. Мороз и солнце (солнышко); день чудесный (чудеса)! (А.Пушкин.) 3. Здравствуйте (здравие), русская молодка, раскрасавица-душа, белоснежная лебёдка, здравствуй (здравие), матушка-зима! (П.Вяземский.)
174. Рассмотрите рисунок. Какая часть слова стала корнем? (Общая) Как пишутся все корни? (одинаково)
Нарисуйте "дерево" для любой группы слов. Корни подчеркните.
Кот - котёнок, кота, коту, котика.
Друг - друга, другу, подруга, подруге, друзья, дружба.
Гриб - грибы, грибной, грибами, грибочек.Или выделяем корни дугой.