Страница 144. ГДЗ гдз-решалка к уроку русского языка Число имени существительного
Упражнение 252. Сравните пары слов и запишите их. Что в них общего и различного? Окончания слов выделите.
Птиц[а]ед.ч. - птиц[ы]мн.ч., ромашк[а]ед.ч. - ромашк[и]мн.ч., озер[о]ед.ч. - озёр[а]мн.ч., учитель[]ед.ч. - учител[я]мн.ч., урожай[]ед.ч. - урожа[и]мн.ч., песок[]ед.ч. - песк[и]мн.ч..
Упражнение 253. Прочитайте и спишите строки из стихотворения И.Никитина «Встреча зимы». Укажите число каждого имени существительного.
Ночьед.ч. прошла, рассвело.
Нет нигде облачкаед.ч..
Воздухед.ч. лёгок и чист,
И замёрзла рекаед.ч..
Упражнение 254. Измените число имен существительных.
1. Листья - лист, друзья - друг, стулья - стул, сыновья - сын, кушанья - кушанье, соленья - соленье, карандаши - карандаш, коровы - корова.
2. Сарай - сараи, герой - герои, шофер - шофёры, край - края, пенал - пеналы, ученик - ученики, корзина - корзины, девочка - девочки.
Упражнение 255. Прочитайте отрывок из рассказа Г. Скребицкого. Спишите его, устанавливая связь между словами. Обозначьте число каждого имени существительного.
Клесты
В лесуед.ч. трещ[ит] январский морозед.ч., ду[ет] ледяной ветеред.ч., а в ветвяхмн.ч. стар[ой] елиед.ч. пищ[ат] в гнездеед.ч. птенцымн.ч..
Это клестымн.ч., единственные птицымн.ч., которые выводят детеймн.ч. в зимнюю стужуед.ч..
Упражнение 256. Прочитайте предложения. Выпишите сначала все имена существительные единственного числа, а потом - множественного числа.
1. Окно, луна, шалаше, берёзонька, долинушка, орешник, кузовок.
2. Дорожках, следы, зверей, детям, рыбаки, сети, шестов, вёсла, лодкам, орехи.
Упражнение 257. Прочитайте стихотворение. Запишите одно из четверостиший по памяти. Укажите число имен существительных.
Вот моя деревняед. ч.;
Вот мой домед. ч. родной;
Вот качусь я в санкахмн. ч.
По гореед. ч. крутой;
Вот свернули санкимн. ч.,
И я на бокед. ч. - хлоп!
Кубарем качуся
Под горуед. ч., в сугробед. ч..
И. Суриков
Упражнение 258. Прочитайте текст, изменив число выделенных имён существительных. Обратите внимание, что вместе с именами существительными будут изменяться и другие слова, например: самец ловит - самцы ловят, американский свиристель - американские свиристели. Какое из выделенных слов нельзя изменить по числам? (потомство)
Язык подарков у животных
Животные довольно часто пользуются языком подарков. Самец чайки, подыскивая себе подругу, ловит рыбу и отдаёт её самочке. Паук несёт паучихе упакованную в паутину муху. Пингвин преподносит пингвинихе целую кучу камешков, а американский свиристель дарит самочке-свиристелихе ягодки. Подарки животные приносят не для еды, а для «разговора», чтобы выразить свою любовь, желание вместе вить гнездо, выводить потомство. Ю.Дмитриев
Прочитайте вопросы к тексту. Запишите ответы. Что дарят друг другу чайки, пауки, пингвины, свиристели? Для чего животные приносят друг другу подарки?
Чайки дарят друг другу рыбу, пауки - мух, пингвины - кучу камешков, свиристели - ягодки. Животные дарят подарки, чтобы выразить свою любовь, желание вместе вить гнездо, выводить потомство.
Упражнение 259. Распределите имена существительные в две группы: 1) имена существительные, которые изменяются по числам; 2) имена существительные, которые не изменяются по числам. Запишите слова по группам, вставляя пропущенные буквы.
Подумайте, в какой из двух групп имена существительные обозначают предметы, поддающиеся счёту. (в 1-й)
Имена существительные, которые изменяются по числам: арбуз, медведь, лягушка, петух, растение, лошадь, лестница, машина, группа, трамвай, город. Они поддаются счёту.
Имена существительные, которые не изменяются по числам: храбрость, творог, дрожжи, посуда, мебель, каникулы, свет, мёд, молоко, бензин, горох, сутки.
О слове МЁД. Мёд в смысле "хмельной напиток" по числам изменяется, но у нас мёд - это субстанция, которую производят пчелы, а это слово по числам НЕ изменяется.
Упражнение 260. Прочитайте текст. Определите число выделенных имен существительных.
Ваня очень любит каникулы. Можно целыми днями кататься на лыжах или скользить по блестящему льду на коньках. В каникулы он ходит в театр. Там показывают весёлые новогодние представления, Ваня вместе с ребятами участвует в интересных играх. Весело и интересно проходят зимние каникулы.
Mн. ч.: каникулы, днями, лыжах, коньках, представления, играх.
Ед. ч.: льду.
Упражнение 261. Прочитайте текст. Как вы думаете, так бывает на самом деле? Что надо изменить?
Запишите текст, изменив число существительного ученик. Вставьте пропущенные буквы.
Прозвенел звонок, в класс вошла учительница, и ученики́ встали из-за парты. Учительница объясняла новый материал, и ученики́ слушали внимательно. Третьеклассники выполнили все упражнения и побежа́ли на перемену. Там они бегали, смеялись и играли. А потом ученики́ пошли на следующий урок.
Упражнение 262. Юмористический тест «Проверь свой характер». Попробуйте узнать, какие вы - заботливые, щедрые, внимательные или ленивые и больше любящие самих себя, чем других. Вставьте вместо точек слова из скобок в конце каждого предложения.
Я беру себе учебники, кашу, а сестре отдаю конфеты, игрушки. Я рву для себя крапиву, одуванчик, а для подруги розы, гладиолусы. Я мою кастрюли, сковородки, а маме оставляю мыть чашку, ложку.
Упражнение 263. Прочитайте рассказ И.Тургенева. Воробей...
Составьте и запишите план текста. Устно перескажите текст по составленному плану. Письменно ответьте на два вопроса: 1. Почему автор благоговел перед маленькой отважной птичкой? 2. Чем, по мнению автора, держится и движется жизнь? А вы согласны с мнением автора?
План
1. Возвращение с охоты.
2. Выпал из гнезда.
3. Защитник.
4. Чудеса храбрости.
5. Смущение пса.
6. Героическая птица.
7. Любовь - движение жизни1. Автор благоговел перед маленькой отважной птичкой потому, что её сила любви к птенцу заставила забыть страх смерти и броситься на ужасного врага.
2. Любовью держится и движется жизнь.