Страница 88. Ответы к уроку Главные члены предложения

144. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены.

1. Лес уже сбросил листву. Наступили настоящие дни поздней осени. Кругом стоит тишина. Только изредка упадёт на землю тяжёлый созревший жёлудь.
2. Багровое солнце тихо скрылось за лесом. Спустилась ночь. На небе высыпали яркие звёзды.

145. Определите подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

1. Гусей крикливых караван тяну́лся к югу. (А. Пушкин.) 2. Вот передо мною чудный сад цветёт. (И. Суриков.) 3. Ветхая избушка вся в снегу стои́т. (А. Блок.) 4. Стеной стоит пшеница золотая по сторона́м тропи́нки полево́й. (М. Исаковский.)

Страница учебника 89

146. Рассмотрите два рисунка.

Ваня приобрёл сегодня компьютер в магазине
кто? что сделал? когда? что? где?
мужик купил летом лошадь на базаре
Составьте два предложения с этими словами. 

Ваня приобрёл сегодня компьютер в магазине. Летом мужик купил лошадь на базаре.

— Наблюдайте, как строится предложение. Сравните участников покупок на рисунках и вопросы. Что общего и различного вы заметили?
— Участники действия разные, а вопросы одни и те же. Почему?

 — Вопросы помогают верно построить любое предложение с различным содержанием.

147. Составьте два предложения по вопросам и данным словам. Придумайте самостоятельно два предложения по данной схеме вопросов.
кто? что делал? когда? где?
Слова для выбора: зимой, вечером; Виталик, Саша; в проруби, на катке; купался, катался.

Виталик купался зимой в проруби. Саша катался вечером на катке.

Страница учебника 90

148. Найдите и подчеркните главные члены в каждом предложении. По каким признакам вы их определили?

1. Волк догонял Зайца. 2. Зайца догонял Волк. 3. Догонял Волк Зайца. 4. Заяц убегал от Волка. 5. От Волка Заяц убегал. 6. Убегал от Волка Заяц. 7. Саша смотрел мультфильм «Ну, погоди!». 8. Мультфильм «Ну, погоди!» Саша смотрел. 9. Смотрел мультфильм ««Ну, погоди!» Саша.

(Кто?) Волк (что делал?) догонял (кого?) Зайца.

— Обратите внимание, что вопрос кто? помогает найти подлежащее, даже если оно стоит в конце предложения,

149. Прочитвйте предложения. Одинаковые ли в них подлежащие? (нет) Как вы это определили? (по вопросам)

Мама кормит дочку. Маму кормит дочка. 
Татьяна сорвала ромашку. Ромашка сорвала Татьяну.
Отец поздравляет сына. Сын поздравляет отца.

Обратите внимание, что окончания, неверно связав слова, исказили их смысл. Спишите те предложения, где связь между словами определена правильно.

Мама кормит дочку.  Татьяна сорвала ромашку. Отец поздравляет сына. Сын поздравляет отца.

Страница учебника 91

150. В каком предложении выделенное слово является подлежащими? Почему такие формы слова, как вороне, ворону, не могут быть подлежащими? На какой вопрос они отвечают? (Кому? Кого?)

Ворону знают все ребята. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. (И. Крылов.) Ворона каркнула во всё воронье горло. (И. Крылов.)

151. Спишите строки из сказки А. Пушкина.

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовёт их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.

Назовите подлежащие и сказуемые. Поставьте вопросы от подлежащего к сказуемому. Образец. Звёзды (что делают?) блещут.

 Звёзды (что делают?) блещут. Волны (что делают?) хлещут. Туча (что делает?) идёт. Бочка (что делает?) плывёт. Гости (что сделали?) вышли. Царь Салтан (что делает?) зовёт. Удалец (что сделал?) полетел.