Страница 39. ГДЗ к урокам русского по теме Девять правил орфографии

55. Какая орфограмма объединяет пословицы? (Разделительный мягкий знак)

Терпенье даёт уменье. Каждое дело любовью
освещается. С ложью правда не дружит.

56. Прочитайте предложения. Объясните все случаи употребления прописной буквы. Если затрудняетесь, обратитесь к подсказке в конце упражнения.

1. Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт. Он родился в Москве. Пушкин написал много прекрасных стихов и поэм. С детства мы знаем и любим его «Сказку о царе Салтане...».
2. Мои одноклассники хотят побывать в Санкт-Петербурге и в Сочи, в Карелии и на Кавказе.

— Прописная буква употребляется:
1) в начале предложения;
2) в именах собственных: именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, в географических названиях, названиях стихотворений, рассказов, сказок.

57. Спишите стихотворные строки Г. Граубина. Объясните употребление прописных букв. Какие орфограммы встретились в словах текста? Найдите главные члены предложения.

У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину...
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже...

С прописной буквы начинаются стихотворные строки  и фамилии. 

Страница учебника 40

58. Рассмотрите рисунок. Знаете ли вы, что на нем изображено? (Солнце и планеты Солнечной системы)
Прочитайте текст. Запишите его, выбирая из  скобок нужную букву.

   В школе вы узнали, что в Солнечной системе восемь планет. Это Меркурий, Венера, 3емля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и ещё Нептун. Мы с вами живём на планете 3емля.
   Найдите карту нашей планеты. Рассмотрите её. Вы увидите шесть континентов. Это Евразия, Южная и Северная Америка, Австралия, Африка и Антарктида. Наша страна — Россия. Она располагается и в Европе, и в Азии.

Запишите в тетрадь и запомните свой «космический адрес».

Мы живём в Солнечной системе, на планете Земля, на континенте Евразия, в стране Россия.

Как вы думаете, можно ли написать такой адрес на конверте с письмом? (нет)
К какой части речи относят слова — названия  планет? (существительные)

Страница учебника 42

59. Представьте, что вам хочется поступить в клуб «Космонавт». Подумайте, к кому надо обратиться, как выразить своё желание заниматься космонавтикой. Прочитайте образец заявления.

Директору клуба «Космонавт»
Звездину В.Н.
ученика третьего класса
Певцова Алексея

заявление.


Прошу принять меня в ваш клуб, потому что я хочу изучать звёздное небо и полететь на Марс.

25 сентября 2012 г.

Певцов А.

Объясните употребление прописной буквы. (в начале предложения, названии клуба, фамилии и имени, названии планеты)
Обратите внимание на первую часть заявления. Кому адресовано заявление? (Директору клуба «Космонавт» Звездину В.Н. ) Что должно стоять в конце после текста заявления? (подпись заявителя)
Составьте сами заявление с просьбой о чём-либо.
Кому вы его адресуете?
Что напишете в тексте заявления?

Директору кружка «Радуга» 
Звездину В.Н. 
ученика третьего класса 
Иванова Василия

заявление.


Прошу принять меня в ваш кружок, потому что я хочу развиваться и научиться красиво рисовать.

15 октября 2018 г.

Иванов В.

60. Прочитайте словосочетания. Найдите в корнях выделенных слов безударные гласные, подберите проверочные слова и запишите по образцу.

Осенние листья, почтовая открытка, осиное гнездо, звериный рёв, рогатый скот, бобовые культуры, носовой платок, бродячий цирк, боковая полка, словарный запас, слоновая кость.

Осе́нние листья - о́сень, почто́вая открытка - по́чта, оси́ное гнездо - о́сы, звери́ный рёв - зверь, рога́тый скот - рог, бобо́вые культуры - боб, носово́й платок - нос, бродя́чий цирк - бро́дит, бокова́я полка - бок, слова́рный запас - сло́во, слоно́вая кость - слон.

Страница учебника 43

61. Прочитайте текст. Озаглавьте его и спишите по памяти, вставляя пропущенные буквы.

Незабудки

По берегам лесного ручейка цветут незабудки. Их голубые нежные цветки очень красивы. Я часто прихожу смотреть на них.

62. Прочитайте и спишите пословицы. Подчеркните в корнях глаголов буквы безударных гласных.

Чем серд)иться, лучше по(мир)иться.
С людьми бран)иться - никуда не год)ится.

. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Найдите лишнее слово в каждой группе.

Прибежать, объединить, вылепить, золотой.
Сосновый, небесный, голодный, удивить.

Страница учебника 44

64. Спишите предложения, правильно выбрав букву для обозначения безударного гласного звука в корне каждого слова, и, где возможно, укажите в скобках проверочные слова. Объясните свой выбор.

1. Осенью улета́ют (полёт) на юг скворцы́ (скво́рушка), чижи́ (чиж), грачи́ (грач). 2. С грядок собрали морко́вь, огурцы́ и помидо́ры. 3. В лесу́ (лес) ребя́та увидели колю́чего (ко́лет) ежа́ (ёж).

Написание каких слов надо запомнить или проверить по словарю? (морковь, огурцы, помидоры, ребята)

65. Напишите небольшое сочинение о том, как семья собирала осенью урожай. Используйте рисунок и слова с непроверяемыми написаниями. Используйте такие вопросы: когда семья собирала урожай? Какие овощи поспели на огороде? Кто помогал родителям? Как работали дети?

(Дружно, весело, помогали друг другу, спорили, ссорились.)

Осенью семья Ивановых дружно собирала урожай. На огороде поспела капуста, морковь, свёкла, вырос картофель. Родителям помогали в работе их дети. Сын и дочка весело трудились на уборке урожая. Огородники помогали друг другу. Они не ссорились и не спорили.

ГДЗ к Страница учебника 45

— Какую орфограмму надо проверить, чтобы грамотно записать слова? Мороз — морозы. Сказка — сказать. Рассказ— рассказы. Кокос — кокосы. (парная согласная)

66. Определите, какой буквой надо обозначить звонкие и глухие согласные звуки в конце или в середине каждого слова. 

Ягодка, тропка, грядки, сад, близко, берёзка, легко, сладкий.
Мороз невелик, да стоять не велит.


67. Прочитайте и спишите текст. Объясните правописание выделенных букв.

В воскресенье пришёл медведь (медведи) на пасеку за сладким (сладок) медком (мёда). Пчёлы защищали свой улей и жалили медведя и в нос (носы), и в глаз (глаза), и в бровь (брови). Еле ноги унёс медведь с пасеки.

Подчеркните главные члены в первом предложении. Назовите слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую. (свой, улей, нос, глаз, бровь, еле, унёс)

Страница учебника 46

68. Проверьте написание согласных букв разными способами.

1. Подберите к данным словам однокоренные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Дорожка - дорож/еньк\а, лодка - лод/очк\а, бумажка - бумаж/ечк\а, коляска - коляс/очк\а, салазки - салаз/очк\и, тележка - тележ/ечк\а, книжка - книж/ечк\а, шапка - шап/очк\а.

2. Измените слова по числам (множественное число - единственное число).

Пловцы - плов/ец\, флажки - флаж/ок\, островки - остров/ок\, столбцы - столб/ец\, молодцы - молод/ец\, дубки - дуб/ок\, гребцы - греб/ец\, рожки - рож/ок\, снежки - снеж/ок\, зубки - зуб/ик\, глазки - глаз/ик\, пирожки - пирож/ок\.

69. Прочитайте стихи с парными по звонкости - глухости согласными. Допишите слова.

1. За деревней — луг ,
А на грядке — лук. 
А по речке — плот ,
А на груше — плод.

2. Грядки. Нет чего?—
Нет грядок.
А тетрадки?—
Нет тетрадок.

Страница учебника 47

70. Прочитайте стихотворные строки из произведений русских поэтов. Какое орфографическое правило надо вспомнить, чтобы грамотно записать выделенные слова? (непроизносимая согласная)

Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной (грустит) думой на лице...
А. Пушкин

Мороз и солнце (солнышко)! День чудесный.
А. Пушкин

Здравствуй, солнце (солнышко) да утро весёлое!
И. Никитин

Спишите стихотворные строки. К словам с непроизносимыми согласными подберите проверочные слова.

71. Подберите к словам с непроизносимыми согласными проверочные слова.

Доброе сердце (сердечко), честный (честь) человек, вестник (вести) весны, поздно (опоздал) вечером, тонкий тростник (тростинка), местное (место) время.

Страница учебника 48

72. Прочитайте отрывок из книги Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Выпишите выделенные слова. Объясните орфограммы.

 В высокое окно заглянул солнечный луч. В зале сразу посветлело.
— Ах! Со..нце! Чудес..но! Прекрас..но! — радос..но выкрикивал Восклицательный знак.
На чёрной доске появилось слово «со..нце».
— Какая буква пропущена? — спросил Вопросител ьн ы й знак.
Зоя Филипповна всегда советовала нам изменять слово так, чтобы сомнительные и скрытые согласные вылезали наружу. Быть может, попробовать? И я начал выкрикивать: «Со..нце! Со..нышко! Со..нечный!» Ага! Вот оно — «л»! Я схватил мел, быстро вписал эту букву и сказал:
— Да здра..ствует со..нце через букву «л»!

Загляну́л (загля́дывать), солнечный, солнце (солнышко), чудесно (чудесен), прекрасно (прекрасен), радостно (радость), пропущена, изменя́ть (подме́на), вылеза́ли (лез), схвати́л (схва́тывать), вписа́л (пи́шет), да  здравствует (здравие). 

. Замените существительные в скобках однокоренными прилагательными. Непроизносимые согласные подчеркните.

Чест)ный человек, доблест)ный солдат, из(вест)ный артист, звезд)ная дорога, счаст)ливая семья, прелест)ный вид.

Ответы к Страница учебника 49

74. Спишите предложения. В словах с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками выделите корни и приставки, если они есть. Подчеркните главные члены в каждом предложении.

1. Осень)ю часто льёт) проливной дождь. Дорога покрылась грязь)ю. 2. Родник бь)ёт под горой. Витя пь)ёт холодную родниковую воду. 3. Автобус со школьниками в|ъех)ал в город. Около под|ъезд)а большого дома ребят уже встречали их друзь)я.

75. Прочитайте весёлую сказку Л. Яхнина. Выпишите сначала слова с разделительным твёрдым (ъ), а потом с разделительным мягким знаком (ь).

Великан Объедало был в гостях. Выставили ему горы угощенья. Варенья и соленья. Бадью бульона. Оладьи да блины. Тыкву необъятной величины. Цыплячьи крылышки. Грибы шампиньоны, сыроежки да рыжики.
Съел Объедало немало, а голодным как был, так и остался.

Объедало, необъятной, съел.
Угощенья, варенья и соленья, бадью, бульона, оладьи, цыплячьи, шампиньоны.

Страница учебника 50

76. Прочитайте и озаглавьте текст. Объясните, почему автор хвойную ёлочку назвал лиственной. Найдите и выпишите слова с разделительным мягким знаком (ь).

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью выросла.
Теперь каждую осень деревья вспоминают о ней и дарят подарки — красивые листья. Осина дарит красные китайские фонарики». Клён роняет золотые звёзды, а ивы засыпают ёлочку бронзовыми рыбками. Берёзы забрасывают ёлочку жёлтыми конфетти.
И у всех на глазах ёлочка из колючей и хвойной становится мягкой и лиственной. Вся в золотом шитье, багрянце и бронзе.
Н. Сладков

Осенью, деревья, листья, шитье.

Когда не было видно ёлочки? Что дарят ёлочке осина, клён, ива? Во что наряжена ёлочка? Ответы запишите.

Весной ёлочки не было, летом не было, а осенью выросла. 
Теперь каждую осень деревья вспоминают о ней и дарят подарки — красивые листья. Осина дарит красные китайские фонарики». Клён роняет золотые звёзды, а ивы засыпают ёлочку бронзовыми рыбками. 
Ёлочка вся в золотом шитье, багрянце и бронзе. 

Страница учебника 51

77. Сравните, сколько букв и звуков в приведённых ниже словах.

Пассажир, Анна, класс, ванна, Римма, группа, Инна, касса, перрон, шоссе, суббота, осенний, аллея, весенний.

Спишите слова, разделив их для переноса по образцу там, где это возможно. Образец. Жуж-жать.

Пас-сажир, Ан-на, класс, ван-на, Рим-ма, груп-па, Ин-на, кас-са, пер-рон, шос-се, суб-бота, осен-ний, ал-лея, весен-ний.

78. Спишите два-три предложения по выбору. Удвоенные согласные подчеркните. Какие ещё орфограммы вы нашли?

1. Будь аккуратен: перед едой мой руки с мылом. (Побудит., невоскл.) 2. В субботу мы с Ильёй пойдем в бассейн. (Повеств., невоскл.) 3. После купания в бассейне у ребят был прекрасный аппетит. (Повеств., невоскл.) 4. Аллея — это дорога с рядом деревьев по обеим сторонам. (Повеств., невоскл.) 5. Сколько граммов в килограмме? (Вопросит., невоскл.) 6. Как мы рады, что российские хоккеисты одержали победу! (Повеств., воскл.)

Определите тип предложений по цели высказывания и по интонации.

Страница учебника 52

79. Образуйте и запишите словосочетания из слов первой и второй групп. Подчеркните удвоенные согласные.

1. Класс, металл, коллекция, телеграмма, колонна, аппетит, бассейн, коллектив, аллея, шоссе, аккуратно, ссора.
2. Загородное, хороший, голубой, писать, срочная, бабочек, ценный, высокая, светлый, дружный, глупая, липовая.

Составьте и запишите одно-два предложения с любыми из составленных словосочетаний.

Дружный класс, ценный металл, коллекция бабочек, срочная телеграмма, высокая колонна, хороший аппетит, голубой бассейн, дружный коллектив, липовая аллея, загородное шоссе, аккуратно писать, глупая ссора.

Липовая аллея в парке была очень красива. Мы научились в школе аккуратно писать слова в тетради.

80. Прочитайте тексты. Выберите один из них. Как правильно обозначить на письме пропущенные буквы в словах из выбранного текста?

1. Зима. Холод. Дни стали короче, а ночи длиннее. Дуб, как могучий богатырь, охраняет аллеи парка.
2. Редеет осенний лес. Лёд у берегов рек очень тонкий. Рыбы почуяли холод. Они собрались в стаю, как птицы перед отлётом на юг. Стайки рыб прячутся в глубине озера.

Запомните выбранный вами текст и запишите его по памяти. Подчеркните буквы парных согласных звуков.

Страница учебника 53

81. Спишите сначала слова, а затем пословицы, вставляя пропущенные буквы. Составьте одно-два предложения с любыми из данных слов.

Туча, шило, шитьё, чайка, живот, щавель, чулок, щука, животное, чайник.

Добрая слава лежит, а плохая быстро бежит.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Свой хлеб слаще чужого калача.

— Какие орфограммы надо знать, чтобы верно вставить буквы в этом упражнении? (жи-ши, чу-щу, ча-ща)

82. Прочитайте строки из стихотворения Н. Некрасова. Запишите четверостишие по памяти.

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит...

Подумайте, почему поэт сравнивает лёд с тающим сахаром. (Потому что они похожи внешне)
Подчеркните в последнем предложении главные члены.

Страница учебника 54

83. Выпишите слова с пропущенными буквами.

Помнишь ты наверняка,
Где чн, а где чк:
Ре..ка, но..ка, стра..ка, то..ка,
Ко..ка, козо..ка и по..ка.
Сро..ный, гре..невый, му..ной,
То..ный, встре..ный и ре..ной.

Подчеркните буквосочетания чк, чн.

Речка, ночка, строчка, точка, кочка, козочка и почка, срочный, гречневый, мучной, точный, встречный и речной.

84. Прочитайте текст. Какой это текст — описание или рассуждение? Докажите. Найдите предложение, в котором есть слово с буквосочетанием чк. Выпишите это предложение.

Откуда пришло слово?

     Знаете ли вы, почему маленькая рыбка называется «пескарь»?
     Присмотритесь к этой рыбке. Она живёт в речке с песчаным дном. Подолгу она роется в песке. Там рыбка выискивает себе пищу. Вот поэтому она и называется «пескарь».

Она живёт в речке с песчаным дном.

Страница учебника 55

85. Попробуйте вставить в стихотворение слова из правого столбика так, чтобы получилось складно.

Точный, срочный,
Личный, вечный,
Скучный, шуточный,
Сердечный,
И обычный, и ночной,
И ручной,
И речной.
Никогда в таких словах
Не пишите мягкий знак!

86. Прочитайте. Объясните, как проверить пропущенные буквы, какую букву выбрать из скобок.

Челове.. с древних времён стремился укр..шать своё жил..ё. Так было в (Г, г)реции, (К, к)итае, (Я, я)понии, (P, р)оссии. На стены вешали к..ртины, к..вры или св..тильники. В комн..ты ставили клетки с птич..ками, аквариумы с ры..ками. Иногда ж..лище укр..шалось ч..челами ж..вотных, олен..ими рогами. В домах устраивались фонтаны и журч..щие ручейки. Во все вр..мена радовали хозяев дома цв..ты. Красота в доме вызывала у людей радос..ные чувства.
С. Лаврова

Выпишите из текста слова с пропущенными буквами. Объясните их написание.

Человек (человека), украша́ть (укра́сить), жильё, Греции, Китае, Японии, Pоссии, карти́ны, ковры́ (ко́врик), свети́льники (свет), ко́мнаты, птичками, рыбками (рыба),  жилище украша́лось (укра́сить), чучелами, животных, оленьими,  журчащие, времена́ (вре́мя), цветы́ (расцвёл), радостные (радость). 

Страница учебника 56

87. Прочитайте строки из стихотворения Е. Благининой «Люблю мастерить». Выпишите выделенные слова и разделите их для переноса.

Когда в квартире гаснет свет,
То я его даю.
На куртке пуговичек нет,
Возьму да и пришью...

Квар-тире, кварти-ре, его, даю, возь-му, при-шью.

88. Прочитайте слова, обсудите все варианты переноса слов и запишите их. Какое слово лишнее в каждой группе?

Ав-томобиль, авто-мобиль, автомо-биль, трол-лейбус, троллей-бус, трам-вай, пас-сажир, пасса-жир.
То-пор, дрель, мо-лоток, моло-ток, па-яльник, паяль-ник, гвоздь.
Учи-тель, жур-налист, журна-лист, маль-чик, ис-торик, исто-рик.
Оке-ан, ре-ка, мо-ре, озе-ро, пруд, ван-на.

Подберите к каждой группе слово с общим значением. (Транспорт, инструменты, профессии, водоёмы) Назовите часть речи, которая объединяет все эти слова. (Существительные)

Страница учебника 57

89. Прочитайте текст. Выпишите выделенные слова, разделив их для переноса.

Тишкино путешествие

С Дальнего Востока геологи отправили медвежонка Тишку к друзьям в Воронеж. Когда Тишку привезли на аэродром, собралась толпа. Медвежонок вёл себя спокойно. В самолёте его угостили сладостями. Он стал просить ещё. За время полёта медвежонок подружился со всеми пассажирами.

Даль-него, Дальне-го, Вос-тока, Восто-ка, друзь-ям, спо-койно, спокой-но, угос-тили, угости-ли.

Запишите ответы на вопросы:
1. Откуда и куда геологи отправили медвежонка Тишку?
2. Как вёл себя медвежонок на аэродроме?
3. Чем угощали Тишку в самолёте?
4. С кем он подружился за время полёта?

1. С Дальнего Востока геологи отправили медвежонка Тишку к друзьям в Воронеж.
2. Медвежонок вёл себя спокойно.
3. В самолёте его угостили сладостями.
4. За время полёта медвежонок подружился со всеми пассажирами.