Страница 103. ГДЗ гдз-решалка к теме Приставка
175. Прочитайте начало текста. Дополните последнее предложение своими словами.
Найдите в последнем предложении родственные слова. Чем они различаются? Как называется эта часть слова? (Приставка)
Канарейка вылетела из клетки, перелетела на окно и улетела.
Выделяем приставки: вы-, пере-, у-.
176. Кто автор этих стихотворных строк? Какие слова в них имеют общую часть. Как она называется? (приставка)
Выпишите слова с одинаковыми приставками. Докажите, что все они имеют общий оттенок значения приближение к чему-либо. Какая часть слова придаёт это значение словам? (Приставка при-) Вспомните и запишите свои примеры слов с приставкой при- со значением присоединения.
Прибегу, прилечу, приплыву. Выделяем приставку при-.
Прилепить, приклеить, прицепить, приварить, прижать, приковать.
177. Спишите текст. На месте пропусков запишите приставку за-, чтобы показать, что действие началось.
Туристы поставили палатку. Принесли сухие ветки. Вскоре заполыхал костёр, зашумел чайник, забурлила в котелке вода.
Выделим приставки за-.
178. Образуйте от данных слов однокоренные слова с приставками, которые указывали бы на начало, удаление, приближение и конец движения.
Начало движения - поплыл, полетел, пополз, побежал.
Удаление - отплыл, отлетел, отполз, отбежал.
Приближение - подплыл, подлетел, подполз, подбежал.
Конец движения - приплыл, прилетел, приполз, прибежал.Выделяем приставки по-, от-, под-, при-.
179. Подберите к каждому слову однокоренное слово с противоположным значением по образцу. Какие приставки для этого надо использовать?
Вход, приход, вышел, пришёл, въехал, отъехал.
180. Соедините глагол с существительным, образуйте словосочетания и запишите их.
Надел пальто - одел ребёнка. Взошёл на гору - вошёл в класс. Забрался в огород - взобрался на дерево. Сошёл по лестнице - вышел из автобуса.
Выделите приставки (на - о, взо - во, за - взо, со - вы).
181. Образуйте и запишите новые слова с данными приставками. Какую букву надо поставить между корнем и приставкой? (ъ)
Придумайте и запишите с любыми из данных слов два-три предложения.
Поехал, отъехал, объехал, подъехал. Поел, съел, объел, подъел. Пояснить, объяснить, разъяснить. Соединить, объединить, разъединить.
Выделяем приставки (то, что до твердого знака).
Сёма съел двадцать пельменей. Грузовик объехал дом и подъехал к воротам. Общение помогает объединить людей.
182. Прочитайте словосочетания. Где вместо пропусков вы поставите твердый знак (ъ), а где - мягкий знак (ь)? Объясните свой выбор. (Твердый знак ставим после приставок, мягкий - в остальных частях слова и между ними.)
Крутой подъём, звонкие ручьи, интересное объявление, осенние листья, сухие сучья, скорый отъезд, понятно объяснить.
Подчеркиваем приставки перед ъ.
183. Запишите словосочетания. Предварительно объясните, какую букву надо вставить.
Снежные хлопья, новое платье, красивый вьюнок, верные друзья, оленьи рога, кошачья походка, птичьи гнёзда, необъятные просторы.
Подчеркиваем орфограмму разделительный мягкий знак и твёрдый знак.
Широки и необъятны просторы нашей Родины.
И вот тут для желающих докопаться до истины опять дилемма. В словах необъятные, необъятны, согласно словарю Тихонова (1996 год) приставка не-, корень -объя-; а по Кузнецову и Ефремову (1986 год) две приставки не- объ-, корень: -я-. И по первому наше правило из учебника для третьего класса о том, что ъ всегда после приставок, терпит крах. А по второму выходит, что у нас жутко странный корень из одной буквы, по которому происхождение слова не понятно. Но учитель, скорее всего, одобрит, если ребенок выделит в этих словах 2 приставки, чтобы не противоречить учебнику.
184. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Соловьи, копьё, перья, крылья, стулья, статья, скамья, объезд, съёжиться, семья, ручьи, съедобный, объяснить, прольётся.
Подчеркиваем орфограмму разделительный мягкий знак и твердый знак. Выделяем приставки в словах с твердым знаком.
185. Напишите по памяти строки из стихотворения. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком (ь).
Любо в лесу мне бежать,
Слушать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!А. Майков
186. Спишите предложения, раскрывая скобки. Перед каждым существительным с предлогом запишите вопрос. Выделите приставки.
И опять возможность подискутировать. Слово нашла. С одной стороны, исторически это слово образовано от шла и нашла (набрела) на находку, то есть приставка на-, корень -ш-. Но с другой стороны, исторический корень поменял своё значение и в современности есть 2 значения слова: нашла что-то и нашла на что-то. И современный словарь Тихонова выделяет их в разные слова и корни у них разные. В частности, в слове нашла (щенка) по Тихонову корень наш-. Но, как мы уже поняли, Климанова, Бабушкина и иже с ними руководствуются древними принципами словообразования, и посему ваш учитель, скорее всего, так же посчитает правильным выделить в слове нашла приставку на-.
187. Составьте из беспорядочно перечисленных слов предложения, запишите их. Приставки выделите.
188. Прочитайте стихотворные строки Н.Цыганова. Запишите их, раскрыв скобки.
А речка извивается,
По травушке скользит,
То в ямке потеряется,
То снова заблестит.Выделяем приставки: из- (извивается), по- (потеряется), за- (заблестит).
189. Прочитайте песенку Колобка, запишите её по памяти. Предлоги подчеркните.
Я Колобок, Колобок!
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён
В печку сажён,
На окошке стужён...
190. Прочитайте предложения и вспомните правила, указывающие на часть речи, с которой выделенные в скобках слова пишутся отдельно, а с какой - вместе.
И снова не могу себе отказать в критике авторов учебника. Читали ли они сами то, что написали? Что за, как минимум, некорректная формулировка задания? Задним умом понимаешь, что, видимо, нужно просто раскрыть скобки и правильно написать предлоги и приставки. Но приставка - это не слово и не часть речи, это часть слова. А то, что за приставкой - это тоже никак не часть речи...
1. К нам в_окно луна глядит, малым деткам спать велит. (А.Блок.)
2. С_криком в_воздухе кружится стая галок и ворон. (Н.Некрасов.)
3. Однажды с студёную зимнюю пору я из_лесу вышел. (Н.Некрасов.)
4. Рыбаки в_шалаше пробудилися, сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. (И.Никитин.)
5. Мой сад с каждым днём увядает, помят он, поломан и пуст. (А.Майков.)Выделяем приставки в словах вышел (вы-), пробудилися (про-), помят, поломан (по-).