Страница 117. ГДЗ гдз-решалка к уроку Как образуются слова
207. Определите, какая часть слова помогает образовать слова в каждой строчке. Выделите суффиксы. Какой оттенок значения они придают словам?
Переписываем слова из учебника.
1 строка. Суффикс -ель- (выделяем его в словах) указывает на того, кто что-то делает.
2 строка. Суффикс -ик- (выделяем его уголочком) придает словам значение уменьшительности.
3 строка. Приставка у- придает значение удаления от чего-либо.
И вот назревает вопрос, зачем выделять суффиксы в последней группе слов, если там словообразующим элементом выступает приставка? Но если нужно, выделяем суффиксы а, ы, е. ТЬ и ТИ в школьной программе считается окончанием.
Но на самом деле, в современной трактовке, там по 2 суффикса в слове: убежать, уехать, ускакать - суффиксы а, ть; уплыть - ы, ть; улететь - е, ть; уползти - ти. При этом ть, ть не входят в основу слова. Какая точка зрения по этому поводу у вашего учителя, знает только она сама.
208. Как образовались новые слова? (С помощью приставок) Спишите их, выделите те части слова, с помощью которых образованы слова каждой группы.
209. Найдите суффикс в старинных словах, обозначающих профессии людей.
Суффикс -арь. Слово рыбарь сейчас не употребляется, а говорится рыбак, суффикс -ак.
210. Попробуйте образовать современные слова с суффиксом -арь. Встречаются ли такие слова в нашей речи? (Нет) А какие суффиксы используются сегодня?
Суффиксы -ёр, -ель, -чик, -щик, -ист. Лётчик, компьютерщик, атомщик, журналист, баянист.
211. Образуйте новые слова с одним из суффиксов -чик, -щик, -ист от данных корней.
Лётчик, компьютерщик, танкист, юрист, артист, переплётчик.
Выделяем суффиксы чик, щик, ист.
212. Попробуйте догадаться, как образовались приведённые ниже слова. Спишите их, выделяя корни.
213. Образуйте сложные слова и запишите их. Выделите в словах корни, подчеркните соединительные гласные.
214. Выпишите только сложные слова. Выделите в них корни, подчеркните соединительные гласные.
215. Образуйте группу родственных слов с одним из корней по выбору: -лет-, -зим-, -брос-, -крас-.
Летать, полёт, лётчик, летательный, летучий, полетел, прилетел, улетел, подлетел, слетел.
Зима, зимушка, зимний, зимовать, зимовье, перезимовал, озимые, зимник.
Бросок, бросить, подбросить, забросить, сбросить, выбросить, бросовый.
Красивый, красота, прекрасный, красотка, украсить.
Выделите корни.
216. Прочитайте весёлое стихотворение. Найдите необычные слова, которые придумал поэт. Как он их образовал? (Это сложные слова, у них несколько корней). Запишите ответы на вопросы, опираясь на смысл необычных слов в стихотворении.
Зазавтракомчитальное, напапуобижальное, кричальнопогремучее, покомнатепрыгучее.
Что делал папа за завтраком? Папа за завтраком читал.
Что делала мама? Мама обижалась на папу.
Что делал брат? Брат кричал и гремел погремушкой.