Страница 113. Окончание
200. Прочитайте стихотворные строки. Вспомните, кто их автор. (Пушкин)
Определите, чем различаются выделенные слова. (Окончанием) Разные ли предметы они называют? (Одинаковые) Вносит ли окончание новый оттенок в значение слова или нет? (Нет)
201. Прочитайте текст, слова в котором "потеряли" свои окончания. Легко ли читать такой текст? (Нет)
Запишите, вставив пропущенные окончания.
Зачем космонавту скафандр
Можно ли космонавту находиться на борту космического корабля или выходить в открытый космос в обычной одежде? Нельзя! И вот почему. В скафандре есть запас воздуха. Это может спасти космонавта во время аварии. Скафандр может быть "грелкой", если в корабле холодно. Он может дать прохладу в жару. В скафандре есть радио. Поэтому космонавт может разговаривать с товарищем, выходя в открытый космос.
История полёта человека в космос невелика. Она началась с полёта Юрия Гагарина. Он первым поднялся в космос на одноместном корабле "Восток". А первым в открытый космос вышел советский космонавт Алексей Леонов.Выделяем пропущенные окончания. В слове история окончание -я. В остальных то, что было пропущено.
202. Сравните группу слов. Выделите окончания слов, изменяя их по вопросам: кого? чего? кому? чему? Основу слова подчеркните.
Какие части слова вы еще можете выделить в основе? Обозначьте их условными знаками.
И опять подвох. Вот к чему тут слово осоветь? Чтобы ребенок окончательно запутался, есть тут окончание или нет? В школе выделяют -ть как окончание, и многие учителя, не углубляясь в тему, и сейчас так делают. К сведению, в слове осоветь на самом деле нулевое окончание и 2 суффикса: -е- и -ть. При этом суффикс -ть не входит в основу слова, основа остается осове. Это ребенок узнает в ВУЗе. Да, может оказаться, что в школе его учили неправильно. Если, конечно, у вас не молодая продвинутая учительница.
203. Прочитайте строки из стихотворения И.Никитина. Спишите, выделите в словах окончания.
204. Допишите к данным окончаниям основу слова. Изменяемую часть слова (окончание) выделите.
По домам, по болотам, по голубям, по полям, по зверям.
С домами, с болотами, с голубями, с полями, со зверями.Обязательно выделяем окончания - ам, ям, ами, ями.
205. Спишите группы слов и разберите их по составу.
206. Распределите слова по схемам. Дополните каждую группу двумя-тремя своими примерами слов с тем же составом.
1. Перелески, записка, пригородный. Подножка, придорожный, подарки.
2. Дружба, мамочка, домики. Зайчики, собачка, кошечка.
3. Записи, засуха, выходы. Входы, подруга, заслуги.
4. Тетради, реки, сёстры. Кроты, кусты, мосты.Разберите слова по составу в соответствии со схемой в ряду.
Составьте и запишите с этими словами три-четыре предложения, подчеркните в них главные члены.
Дома маму ждала записка от сына.
На берегу реки стояли маленькие домики.
Засуха в прошлом году погубила всю зелень.
Ученик достал из портфеля свои тетради.