Имя существительное
Страница 134. Повторяем, что знаем
Упражнение 231. Прочитайте и спишите предложения. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.
Пиласущ. была острой. Сестра пилагл. чай. Мама стала печьгл. пироги. Бабушка затопила печьсущ.. Снежное покрывалосущ. всё поле покрывалогл.. Солнце селогл. за селосущ.. В лодке появилась течьсущ.. Вода из крана стала течьгл. сильнее.
Упражнение 232. Прочитайте начало одной из глав сказки-повести Э. Успенского. Зима в Простоквашино
Выпишите из первого предложения выделенные слова. Что они обозначают? Можно ли в эту группу включить другие выделенные слова? (да) Запишите их через запятую. Что общего у всех записанных вами слов? На какие вопросы они отвечают?
Метель, снег, ночь, огонёк, почта, почтальон, Печкин, ноги, голова. Слова обозначают предметы, отвечают на вопросы что? или кто?
Упражнение 233. Рассмотрите фотографии, на которых изображена чудо-выставка.
Запишите названия новогодних игрушек, которыми вам хотелось бы украсить свою ёлку. Слова какой части речи вы используете? Составьте и запишите с этими словами несколько предложений.
Шары, колокольчики, сосульки, банты, медведь, лиса - это существительные.
Мы украсили ёлку блестящими шарами, радужными колокольчиками и серебристой мишурой. На еловых ветках мы повязали красные банты.
Упражнение 234. Игра-соревнование "Кто больше?".
Продолжите строчки имен существительных. Выиграет та команда, которая назовет больше слов данной части речи.
Явления природы: ураган, дождь, снегопад, метель, град, буря, туман, радуга, оттепель, паводок.
Домашние животные: корова, овца, лошадь, свинья, кролик, собака, кошка, утка, гусь, курица.
Дикие животные: волк, лиса, заяц, медведь, лось, ёж, белка, суслик, лев, жираф, антилопа.
Транспортные средства: автомобиль, поезд, самолет, пароход, автобус, троллейбус, трамвай, катер, яхта.
Бытовая техника: телевизор, компьютер, радио, мясорубка, холодильник, плита, духовка, пылесос, фен, соковыжималка.
Инструменты: отвёртка, дрель, молоток, топор, пила, клещи, стамеска, гвоздодёр, напильник, плоскогубцы, лобзик.
Объясните, почему слова, называющие животных, явления природы, технические средства, можно объединить в одну группу — имена существительные. (Потому что это предметы, которые отвечают на вопрос кто? или что?)
Упражнение 235. Спишите предложения. На какие особенности имен существительных указывают выделенные слова?
1. Когда-то зелёные дубравы росли по всей России. 2. Писатель И. Соколов-Микитов хорошо знал русскую природу. 3. Кисти художника И. Левитана принадлежит картина «Владимирка».
Имена существительные называют географические объекты, имена и фамилии, названия картин. Это имена собственные, они пишутся с заглавной буквы.
Упражнение 236. Найдите карту нашей Родины. Рассмотрите её. Прочитайте текст, дополнив его собственными именами существительными. Озаглавьте и запишите дополненный текст.
Карта России
Я люблю рассматривать карту своей страны - России . На ней отмечены города Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск и многие другие. По территории моей страны протекают реки Волга, Обь, Амур и Иртыш. На карту нанесены и озёра - Байкал и Ладожское . Велика и прекрасна моя страна - Россия! Берега нашей страны омывают такие моря, как Баренцево, Охотское.
Упражнение 237. Прочитайте шуточное стихотворение. Сможете ли вы найти в нём ошибки? Запишите текст, верно написав собственные имена существительные.
Я зову собаку Фомку,
А собака лает громко.
Я зову бельчонка Тишку,
А бельчонок целит шишкой
Прямо в лоб мне и кричит:
- Лучше правила учи!
Упражнение 238. Спишите предложения, раскрывая скобки. Какие имена существительные надо писать с прописной буквы? (Имена собственные)
1. Александр Сергеевич Пушкин родился в городе Москве. 2. Мой любимый композитор - Пётр Ильич Чайковский. 3. Летом мы отдыхали на озере Селигер. 4. Люди давно мечтали о полёте на планету Венера.
Упражнение 239. Прочитайте отрывок из стихотворения.
Читаем.
Упражнение 240. Спишите текст, выбрав из скобок строчную или прописную букву и вставив пропущенные буквы.
Чудесный город Санкт-Петербург был основан Петром Первым в 1703 году. Город стоит на берегу реки Невы. В Петербурге много музеев, театров, много прекрасных проспектов и улиц.
Упражнение 241. Спишите имена существительные. Как они называются? (Имена собственные) Что обозначают? (Фамилии)
Добро)хот)ов, Мил)о(слав)ский, Свет)о(зар)ов, Добр)о(люб)ов, Мир)о(люб)ов.
Упражнение 242. Попробуйте составить русские фамилии с данными корнями.
Любомиров, Добронравов, Златокудрин, Благовидов, Миловидов.
Упражнение 243. ... Попробуйте догадаться, какому русскому имени соответствуют данные имена собственные.
Иван.
Страница учебника 140
Упражнение 244.
1- неодушевлённые предметы, 2 - одушевлённые.
Упражнение 245. Прочитайте текст.
Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Найдите в нём и обозначьте одушевлённые (одуш.) и неодушевлённые (неодуш.) имена существительные. Подчеркните главные члены в предложениях второго абзаца.
Ночь перед Рождеством
Последний день (неодуш.) перед Рождеством (неодуш.) прошёл. Зимняя ясная ночь (неодуш.) наступила. Глянули звёзды (неодуш.). Месяц (неодуш.) велича́во поднялся на небо (неодуш.) посвети́ть добрым людям (одуш.) и всему миру (неодуш.), чтобы всем было ве́село... Было так тихо, что скрип (неодуш.) моро́за (неодуш.) под сапого́м (неодуш.) далеко слышался...
Ни девушки (одуш.), ни парни (одуш.) не показывались ещё под окнами (неодуш.)... Только кузнец (одуш.) спешил к дому (неодуш.) краса́вицы (одуш.) Оксаны (одуш.) и её отца (одуш.).Н. Гоголь
Упражнение 246. Игра "Волшебные превращения". Замените в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное. Запишите слова парами по образцу: лиса-липа.
Лиса-липа, ворона-ворота, уж-ум, корова-корона, муха-мука, кот-рот, коза-кора, рак-мак, цапля-капля, зверь-дверь.
Упражнение 247. Подберите к неодушевленным именам существительным по одному-два синонима и антонима. Запишите по образцу.
Печаль - грусть, тоска; веселье, потеха. Успех - удача; неудача. Гнев - ярость, злость: спокойствие. Радость - развлечение, потеха; грусть, тоска. Мир - дружба; вражда. Работа - дело, труд, занятие; безделье. Смех - хохот; слёзы.
Упражнение 248. Прочитайте слова. Как можно все их назвать и охарактеризовать? Как ещё можно охарактеризовать эти существительные: собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые?
Выпишите слова по группам: 1) житель определённого города; 2) профессия; 3) спортсмен.
1) Москвич, владивостокец, владимирец, новгородец, тверич, минчанин.
2) Писатель, шахтёр, художник, портной, инженер, врач.
3) Хоккеист, боксёр, бегун, теннисист, баскетболист, шахматист.
Упражнение 249. Прочитайте отрывок из рассказа детского писателя. Озаглавьте каждый абзац. У вас получился план. Перескажите текст по составленному вами плану. (Лесной котёнок)
Выпишите из текста по три одушевлённых и неодушевлённых имени существительных. Поставьте к ним вопросы кто? что?
План:
- Встреча
- Игры котёнка
- Укус шмеля
- Рысь
- Бегство
- Воспоминания о рысёнке
Кто? Котёнок, шмель, рысь. Что? Соломинка, ромашка, трава.
Упражнение 250. Прочитайте стихотворные строки. Спишите две первые строки.
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает...
Упражнение 251. Попробуйте описать зимний лес, используя приём олицетворения. Какие неодушевлённые предметы в твоём рассказе приобретают свойства живых существ?
Зимний лес дышит волшебством. Деревья нарядились в пушистые белые шубки. Высокие ели кланяются под тяжестью снега. Обо всём позаботилась зима, укрыла лес тёплым одеялом. Только стройные белые берёзки растеряли весь снежок с тонких ветвей и мерзнут на ветру.