Страница 71
119. Прочитайте. Спишите.
Цветная вьюга листопада —
Предзимья пышный карнавал.
(Л. Татьяничева)
• Как вы поняли эти поэтические строки? Какую картину вы представили?
Я представил золотую осень, листопад. ©
• Укажите над именами прилагательными род.
ж.р.
Цветная вьюга листопада —
м.р.
Предзимья пышный карнавал.
Л. Татьяничева
120. Прочитайте.
В М..сковском Кр..мле бер..жно хр..нится память о древних вр..менах. Ст..ит там Царь-пушка и Царь-колокол. Эти памятники русской ст..рины созданы руками ч..десных м..стеров и умельцев: пушку отлил Андрей Чохов, а колокол — ..тец и сын Моторины.
• Найдите имена собственные. Что они обозначают?
Московском Кремле, Царь-пушка, Царь-колокол, Андрей Чохов, Моторины.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы и подчёркивая заглавную букву в именах собственных.
В Московском Кремле бережно хранится память о древних временах. Стоит там Царь-пушка и Царь-колокол. Эти памятники русской старины созданы руками чудесных мастеров и умельцев: пушку отлил Андрей Чохов, а колокол — отец и сын Моторины.
• Какие древние памятники есть в вашем городе (посёлке)? Составьте о них текст.
Примерный план текста:
1. Название.
2. Описание.
3. Ваше впечатление.
121. Прочитайте выразительно.
Часы идут за днями дни.
Часы бегут за веком век...
— Куда торопитесь, часы? —
Спросил однажды человек.
Часы ужасно удивились.
Задумались. Остановились.
А. Усачёв
• Найдите в предложениях многозначные слова. В каких значениях они употреблены?
Часы идут (о механизме: быть в действии), бегут (спешат), торопятся, остановились.
• Выпишите из предложений глаголы. Укажите время каждого глагола.
Идут (наст. вр.), бегут (наст. вр.), торопитесь (наст. вр.), спросил (прош. вр.), удивились (прош. вр.), задумались (прош. вр.), остановились (прош. вр.).
Идут — гл. (что делают?), н. ф. — идти, наст. вр., мн. ч., 3-е л., сказуемое.