Страница 112
204. Прочитайте.
1. Лебедь около плывёт, злого коршуна клюёт. (А. Пушкин) 2. Куртка шофёра пахнет бензином. (Дж. Родари) 3. Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли. (А. Барто) 4. Незнайка нарисовал Пончика таким толстым, что он даже не уместился на портрете. (Н. Носов) 5. Карп Карлыч у Карла Карпыча карпа купил. (И. Демьянов) 6. Тут Иван с конька слезает. (П. Ершов)
• Определите падеж выделенных имён существительных. Объясните, как вы будете это делать.
1. Лебедь около плывёт, злого коршуна (В. п.) клюёт. (А. Пушкин)
2. Куртка шофёра (Р. п.) пахнет бензином. (Дж. Родари)
3. Мы не заметили жука (В. п.) и рамы зимние закрыли. (А. Барто)
4. Незнайка нарисовал Пончика (В. п.) таким толстым, что он даже не уместился на портрете. (Н. Носов)
5. Карп Карлыч у Карла (Р. п.) Карпыча карпа (В. п.) купил. (И. Демьянов)
6. Тут Иван с конька (Р. п.) слезает. (П. Ершов)
Надо одушевлённые имена существительные 2-го склонения с одинаковыми окончаниями заменить именами существительными 1-го склонения и с посмотреть на предлоги, которые употребляются с именами существительными в родительном падеже.
• Спишите любые три предложения. Укажите падеж имён существительных. Подчеркните главные члены предложений.
205. Прочитайте.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя по орфографическому словарю.
• Подчеркните имена существительные, которые в родительном и винительном падежах имеют одинаковые окончания.
Квартира, агроном, пшеница, инженер, вокзал, герой, вторник, хозяин, ромашка, солдат, ворона, шофёр, беседа, горизонт, отец, человек, телефон, заяц, девочка, учитель, воробей, трамвай, тракторист, комбайнер, медведь.
Звуко-буквенный разбор слов ШОФЁР, ТРАМВАЙ:
шофёр [шаф’óр] - 2 слога
ш [ш] - согл., глух. парн., твёрд. непарн.
о [а] - гласн., безуд.
ф [ф’] - согл., глух. парн., мягк. парн.
ё [о] - гласн., ударн.
р [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
5 б., 5 зв.трамвай [трамвáй’] - 2 слога
т [т] - согл., глух. парн., твёрд. парн.
р [р] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
а [а] - гласн., безуд.
м [м] - согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
в [в] - согл., звонк. парн., твёрд. парн.
а [а] - гласн., ударн.
й [й’] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
7 б., 7 зв.
206. Прочитайте.
• Составьте словосочетания, образованные из данных слов и одушевлённых имён существительных 2-го склонения из упр. 205
• Запишите составленные словосочетания. Укажите падеж имён существительных, употреблённых в форме родительного и винительного падежей.
© Рассказ учителя (Р.п.), портрет агронома (Р.п.), испугал отца (Р.п), испугался медведя (Р.п.), увидел зайца (В.п.), дом героя (Р.п.), чириканье воробья (Р.п.), подвиг человека (Р.п.), спросил тракториста (В.п.), подарок для солдата (Р.п.).