Страница 19

24. Прочитайте. Озаглавьте текст.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.
• Разберите одно из предложений по членам предложения.

Самолёт

     Вдруг раздался мощный гул. Воздух задрожал. Блестящий самолёт промчался над вершинами яблонь. Вспорхнула бабочка. Слетел с забора жёлтый петух. С криком промелькнула испуганная галка.

А. Гайдар

         откуда?             какой?
        |------------↓         ↓----------|
 Слетел с забора жёлтый петух.  (Повеств., невоскл., простое, распр.)
[= -]. 

• Объясните, как определить среди данных предложений нераспространённые и распространённые предложения.

Нераспространённые предложения состоят только из главных членов (подлежащего и сказуемого), а распространенные - из главных и второстепенных членов.

25. Рассмотрите схемы. Какое предложение из упр. 24 подойдёт к первой схеме, а какое - ко второй?

Схема 1: Слетел с забора жёлтый петух. Схема 2: Вдруг раздался мощный гул.

• Составьте свои предложения, соответствующие каждой схеме. Запишите составленные предложения. Подчеркните в каждом из них грамматическую основу.  ©

Спустилась с дерева рыжая белка. Вчера шёл проливной дождь.