Страница 39
55. Прочитайте начало предложений. Придумайте их продолжение так, чтобы сначала получилось простое предложение с однородными членами, а затем сложное предложение.
• Запишите любую пару составленных предложений. Объясните расстановку в них знаков препинания.
Я пришёл к другу поиграть и посмотреть телевизор. Я пришел к другу поиграть, но он был занят уроками.
Тучка набежала и закрыла солнышко. Тучка набежала, грянул гром, стеной пролился ливень.
Пёс Полкан был старый, растрепанный и голодный. Пёс Полкан исправно нёс службу, но хозяева его в дом не пускали.
56. Прочитайте. Озаглавьте текст. (Кот Епифан)
• Определите тип текста, тему и главную мысль.
Повествование. Рыбалка. Кот и рыбак ловят рыбу.
• Найдите в тексте простые предложения с однородными членами (1) и сложные предложения (2). По каким признакам вы их различили? Объясните постановку в них запятых.
1) Кот Епифан и старик часто рыбачили вместе. Однажды старик выдернул из воды ерша и протянул коту. Подошёл рыбак и удивился. Лежит кот на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест. Теперь кот и рыбак ловят рыбу врозь.
2) Старик удил рыбу, а Епифан сидел рядом. Вот плывут стайкой рыбёшки, а кот подцепит когтями одну рыбку и съест. Кот удит лапой с когтями, а рыбак — удочкой с крючком.