Страница 120
224. Прочитайте.
1. Мир освещается (солнце), а человек (знание). 2. (Язык) не спеши, а (дело) не ленись. 3. С (ложь) правда не дружит. 4. Не гонись за (красота), тянись за (разум). 5. С (песня) работать легче. 6. В лицо мороз дохнёт, глаза (иней) обведёт. 7. Назвался (груздь) — полезай в кузов.
• Спишите, ставя имена существительные из скобок в форму творительного падежа. Выделите окончания, укажите склонение этих имён существительных.
1. Мир освещается солнц[ем] (2скл.), а человек знани[ем] (2 скл.). 2. Язык[ом] (2 скл.) не спеши, а дел[ом] (2 скл.) не ленись. 3. С ложь[ю] (3 скл.) правда не дружит. 4. Не гонись за красот[ой] (1 скл.), тянись за разум[ом] (2 скл.). 5. С песн[ей] (1 скл.) работать легче. 6. В лицо мороз дохнёт, глаза ине[ем] (2 скл.) обведёт. 7. Назвался грузд[ем] (2 скл.) — полезай в кузов.
друж[ит] (друж - корень, ит - окончание)
• Объясните смысл последней пословицы. Составьте текст на эту тему. Подготовьтесь его рассказать.
© Смысл пословицы "Назвался груздем - полезай в кузов" в том, что если человек дал слово или обещание, он обязан его выполнить. Если не выполнять свои обещания, никто тебя не будет уважать. Нужно держать своё слово, и тогда люди будут относиться доверять тебе.
225. Прочитайте. Составьте словосочетания из данных слов и имён существительных в творительном падеже.
Пилить (чем?) ..., рубить (чем?) ..., копать (чем?) ..., дружить (с кем?) ..., нашёл (под чем?) ..., гордился (кем?) ..., любовался (чем?) ..., извинился (перед кем?) ..., спрятался (за чем?) ..., пролетел (над чем?) ..., хвалился (чем?) ..., вареники (с чем?) ..., пироги (с чем?) ..., пельмени (с чем?) ..., чай (с чем?) ... .
• Запишите составленные словосочетания, выделите окончания имён существительных.
• Докажите, что вы правильно выполнили задания.
Пилить (чем?) лобзик[ом], рубить (чем?) топор[ом], копать (чем?) лопат[ой], дружить (с кем?) с мальчик[ом], нашёл (под чем?) под берёз[ой], гордился (кем?) отц[ом], любовался (чем?) неб[ом], извинился (перед кем?) перед мам[ой], спрятался (за чем?) за штор[ой], пролетел (над чем?) над крыш[ей], хвалился (чем?) поделк[ой], вареники (с чем?) с творог[ом], пироги (с чем?) с мяс[ом], пельмени (с чем?) с фарш[ем], чай (с чем?) с молок[ом].
226. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятую.
Вот з..ма пр..шла сер..брист..я
Белым снег..м зам..ла поле чист..е.
(Р. Кудашева)
• Подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетание с именем существительным в творительном падеже.
• Докажите, что вы правильно выполнили задания.
Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое.
Р. Кудашева
Замела (чем?) снег[ом].