Страница 114
209. Прочитайте.
• Обсудите, справедливы ли эти слова. О чём заставляют они нас задуматься?
• Запишите по памяти. Укажите имена существительные в форме дательного падежа единственного числа. Выделите их окончания. Почему окончания у имён существительных в дательном падеже разные?
К добр[у] и мир[у] тянется мудрец,
К войн[е] и распр[ям] тянется глупец.
Потому что у них разные склонения.
210. Прочитайте.
• Объясните, одинаковые ли окончания будут у имён существительных, данных в скобках, в форме дательного падежа.
Нет, так как у них разные склонения.
• Запишите, ставя имена существительные из скобок в форму дательного падежа. Укажите склонение, выделите окончания.
1. Пословица к слов[у]2 скл. молвится. 2. По капл[е]1 скл. — дождь, по росинк[е]1 скл. — роса. 3. По реч[и]3 скл. узнают человека. 4. Дел[у]2 скл. — время, потех[е]1 скл. — час. 5. Поступай всегда по совест[и]3 скл.. 6. Отвага — сил[е]1 скл. подруга. 7. Цыплят по осен[и]3 скл. считают. 8. К всякой вещ[и]3 скл. относись бережно.
211. Прочитайте.
Радоваться, идти,
плыть, подъехать,
подарить, гулять,
написать, спускаться.
Успех, Волга, аллея,
солнце, лестница, чаща,
гавань, бабушка, приятель,
крепость, улица, площадь,
море, деревня, учитель.
• Составьте словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа.
• Выделите окончания имён существительных. Укажите склонение имён существительных.
• Докажите, что вы правильно выполнили задания.
Радоваться успех[у] (2-е скл.). Радоваться солнц[у] (2-е скл.). Идти по алле[е] (1-е скл.). Идти по площад[и] (3-е скл.). Плыть по Волг[е] (1-е скл.). Плыть по гаван[и] (3-е скл.). Плыть по мор[ю] (2-е скл.). Подъехать к крепост[и] (3-е скл.). Подъехать к деревн[е] (1-е скл.). Подарить бабушк[е] (1-е скл.). Подарить учител[ю] (2-е скл.). Гулять по улиц[е] (1-е скл.). Гулять по чащ[е] (1-е скл.). Написать приятел[ю] (2-е скл.). Спускаться по лестниц[е] (1-е скл.).