Страница 50
75. Прочитайте. Объясните значение выделенных сочетаний слов (фразеологизмов).
1. Ребята слушали сказку затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. 2. Дождь всё ещё лил как из ведра. 3. Довольно бить баклуши, пора приниматься за работу! 4. И пошёл Иванушка куда глаза глядят. 5. Сидя на уроке, нельзя считать ворон. 6. Катя всегда любила совать нос во все дела. 7. Мы шли в гору черепашьим шагом. 8. Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
• Выпишите из предложений (через запятую) выделенные сочетания слов.
Затаив дыхание, лил как из ведра, бить баклуши, куда глаза глядят, считать ворон, совать нос, черепашьим шагом, кашу заварил.
Какое из них противоположно по смыслу словосочетанию во весь дух?
Во весь дух — черепашьим шагом.
• В каком словаре можно выяснить значение фразеологизмов?
В словаре фразеологизмов.
76. Прочитайте фразеологизмы.
Как курица лапой, водой не разольёшь, засучив рукава.
• Выскажите своё мнение: какими из данных фразеологизмов можно подписать эти рисунки?
• Составьте предложения или рассказ по одному из рисунков, употребив соответствующий фразеологизм.
1) Засучив рукава 2) Как курица лапой 3) Водой не разольёшь.
Барсик с Кузей такие друзья, что водой не разольёшь, они даже едят из одной миски.
Сёма написал сочинение как курица лапой.
Мы строили шалаш засучив рукава.